## Размышления о фильме: Игра теней и сложность человеческих судеб
Фильм оставляет после себя неоднозначное, но глубокое впечатление. В нём удалось избежать распространенных кинематографических клише: банальных падений с лестниц, потерянных детей и инвалидности, что само по себе уже является значительным достоинством. Однако, присутствие штампованной драки, пьяных хулиганов и кажущейся беззащитности одной из героинь, хоть и ненавязчиво, но все же создает ощущение вторичности.
В центре сюжета – переплетение судеб трех персонажей: Анатолия, Лены и Татьяны. Их истории, на первый взгляд, довольно тривиальны: парень, две девушки, борьба за его внимание. Однако, за поверхностной простотой скрывается сложность человеческих отношений, хитросплетения мотивов и искренность, проступающая сквозь пелену манипуляций. Ни один из героев не является однозначно положительным – они сложны, противоречивы, и именно это делает их столь интересными.
Анатолий, главный герой, предстает перед нами человеком нерешительным, застенчивым, по-детски ранимым. Он – архетипичный "мамин сын", чьи действия часто продиктованы внутренними терзаниями и желанием угодить матери. Его бесконечные раздумья, меланхоличная натура, склонность к рефлексии – все это с лихвой воссоздано актером С. Мариным, сумевшим вдохнуть в персонажа максимум обаяния. Анатолий спасается от внутреннего надлома своей готовностью прийти на помощь другим, своей способностью не проходить мимо чужой беды. В нем проглядывает внутренняя доброта, застенчивость и правильное воспитание, – качества, безусловно, располагают к симпатии, и кто бы мог устоять перед искушением влюбиться в такого мужчину?
Лена, персонаж, чья роль, вероятно, задумывалась как отрицательная, вызывает противоречивые чувства. Не спешим ее осуждать, ведь ее жизнь – это история адаптации к новым условиям, опыт, нажитый в течение двух лет жизни в незнакомой среде. Критиковать ее могут лишь те, кто сам был в подобной ситуации и сумел вернуться, сохранив себя. Лена, в силу обстоятельств, поступила несправедливо по отношению к своему мужу, но его искренняя любовь, воплощенная О. Алмазовым с поразительной глубиной и правдивостью, позволила ему отпустить ее без скандала, подписать необходимые документы без выяснения отношений. Влюбленность между Леной и Анатолием кажется невозможной, наивной, как первая любовь.
Как же Лена оказалась в этой «красивой» жизни? Ответ прост – благодаря своей лучшей подруге, лишенной моральных принципов и преследующей собственные корыстные цели, в том числе и захват "принца Анатолия". Лена шла по пути наименьшего сопротивления, наслаждаясь новыми возможностями, оценивая обстановку. Счастлива ли она? Неуверено. Несчастна ли? Вряд ли. В глубине души она, вероятно, мечтает повернуть время вспять, пережить некоторые моменты заново. Осталась бы она с Анатолием? Возможно. Но их пути слишком различны, и они, скорее всего, разойдутся. Лена обязательно добьется успеха, вытянет свой счастливый билет. И, конечно, отомстит своей подруге. Она выплачет свою слезинку, поднимет голову и с гордостью пойдет дальше. И кто знает, кто из них окажется победителем?
Татьяна… Изначально задуманная как положительный, светлый персонаж, она предстает перед зрителем скорее как одержимая своей целью женщина, готовая на все ради достижения цели. Своенравная, напористая, она ведет свою борьбу за Анатолия открыто, не скрывая своих намерений. В ней чувствуется нечто вызывающее, даже тошнотворное. И все вокруг верят ей, помогают, жалеют и утешают, и она умело пользуется этой поддержкой. Она ловко манипулирует окружающими, шантажирует их эмоционально. Однако, с появлением новой Лены, фокус не срабатывает, ведь Лена больше не та наивная девочка, восхищавшаяся Таней снизу вверх.
В своих "по-дружеских" действиях Таня нечиста. Она выставляет Анатолию счет, эмоциональный, но требующий вознаграждения. Он постоянно что-то ей должен. Она буквально вытребовала свою любовь, устраивала истерики, уезжала, ставила условия и добилась своего: красивый поцелуй, скрипичный ключик на шее, счастье... Но что дальше? Какое будущее их ждет? Она требует, а он уступает... (Впрочем, это уже было, как, например, в фильме «Женщина в беде», где Т. Казютчиц играла подобную роль, впадая в истерики, обиды и эмоционально шантажируя своего мужчину. Может быть, дело в актрисе? Такая талантливая, что везде играет похожих персонажей?)
Стоит также отметить тех, кто оказался на пути героини к счастью. Стас, не являясь героем романа, оказался лишь объектом манипуляций. Его, безусловно, стоит пожалеть, ведь все может повториться, и он отомстит Анатолию. Однако, Танечка – далеко не femme fatale, и Стас, к сожалению, не отличается выдающейся силой характера. Что касается Николая Эдуардовича, преподавателя Тани, сколько сил и времени он вложил в развитие ее таланта! А что получил взамен? Не достоин ли он хотя бы объяснений? Вместо него на конкурс могла бы выйти другая ученица, у которой был шанс, но Танечка забрала его себе.
Анатолию нужна любящая, заботливая женщина, и это во многом определяет его поступки. Ему трудно сделать решительный шаг, признаться в своих чувствах, это поступок. Очень понравилась деликатность, сдержанность решения этой проблемы, отсутствие уговоров, слез, драм, букетов цветов.
Наконец, хочется отметить мудрую, вменяемую мать героини, что является редкостью для кино. Ей веришь, веришь в ее любовь к дочери, в ее стремление к ее счастью и в ее попытки предостеречь от ошибок, не мешая ей учиться на собственном опыте. Она рядом, опора и поддержка.
Фильм заслуживает внимания и размышлений. Каждый зритель вынесет из него что-то свое. 7 из 10.