## "Сын ворона": Размышления о телепроекте и его несостоявшихся амбициях
Уважаемые коллеги,
В 2014 году на телеканале «Россия» появился телепроект, претендовавший на звание исторической драмы – мини-сериал «Сын ворона». Признаюсь, знакомство с ним обернулось некоторой досадой. Ознакомившись с аннотацией, я возлагал на этот сериал определенные ожидания, надеясь увидеть масштабную и глубокую историю, посвященную эпохе викингов. К сожалению, реализованный сюжет оказался существенно далек от заявленного.
Позволит ли нас история, что Рюрик был скандинавским воином? Разумеется. Однако вместо эпической саги о зарождении великой династии, мы сталкиваемся с фантазийным повествованием, действие которого разворачивается в далеких землях и фокусируется на личности отца главного героя.
Невозможно не отметить ограниченность бюджета, которая, очевидно, негативно сказалась на качестве постановки и спецэффектов. Создавалось впечатление, что телеканалу не хватило средств для воплощения в жизнь достойную историческую картину с убедительными декорациями, которые позволили бы зрителю погрузиться в атмосферу эпохи. Тем не менее, для работы в ограниченных финансовых условиях, сериал получился относительно неплохим.
Однако, откровенно говоря, меня несколько смущала одна деталь: для истории о пиратах просто необходимо наличие грозного, внушающего трепет корабля. Вместо этого мы видим жалкое подобие судна викингов, что, безусловно, не соответствует духу реализма.
Стоит отметить, что сценарий, написанный Дмитрием Резаевым, бывшим учеником Аркадия Инина, не лишен достоинств. Повествование развивается динамично и увлекательно, сюжет легко воспринимается, однако в некоторых моментах развитие событий кажется предсказуемым. Однако, назвать этот сериал исторической драмой было бы существенным преувеличением. В нем практически отсутствуют конкретные исторические факты, связанные с Древней Русью, хотя повествованию присущ некий дух старины.
Действие сериала происходит в далёком XII веке, на побережье северной части Балтийского моря. Начало истории ознаменовано темной, бурной ночью, когда пираты с проницательным оком высматривают потенциальную добычу на поверхности воды. Вскоре они зажигают фальшивый маяк, который обманчиво привлекает капитана купеческого судна, обрекая его и находившихся на борту людей на гибель. Корабль терпит крушение о рифы у берега, и пираты спешат обладать трофеями. Но в свете факела они замечают младенца в люльке, выжившего во время крушения. В этот момент на край люльки опускается угольно-черный ворон. Пираты интерпретируют это как знак, посланный свыше. Радомир, предводитель пиратской команды, некогда потерявший родного сына, решает взять этого ребенка на воспитание и дать ему имя Роарг, что означает «сын ворона».
Съемочная группа выбрала для работы живописную Судакcкую крепость в Крыму, что привнесло в картинку аутентичности и внесло свой вклад в визуальный ряд сериала. От окружающей обстановки невозможно отказать в шарме и колоритности.
Актерский состав подобран удачно, и большинство актеров продемонстрировали неплохую игру. Однако, роль принцессы, сыгранная Светланой Левичёвой, выглядит неудачной. Неубедительный образ, отсутствие органичности и заметная наигранность – всё это отвлекает от восприятия происходящего. Вместо этого, Диана Морозова создала яркий и запоминающийся образ колдуньи Радмилы, изобразив умную, сильную и привлекательную женщину. И мне остается непонятным, почему именно она, а не Роарг, стала объектом внимания главного героя. Роль Роарга исполнил Александр Прудников, который воплотил на экране харизматичного и живого персонажа, сразу же привлекающего к себе внимание. Нельзя не отметить и Максима Башкина, сыгравшего Манфреда. Даже отрицательный персонаж вызывает сочувствие благодаря его убедительной игре.
Вновь подчеркну: исторической достоверности в сериале практически нет. Кажется, что авторы решили соединить известные имена и события той эпохи, не обязательно происходившие в наших краях. Похоже, сюжет вдохновлен более успешным сериалом «Викинги», но его реализация оставляет желать лучшего.
Современный зритель привык к тому, что исторические фильмы и картины о старине изобилуют кровью, жестокостью и отрубленными конечностями, особенно это характерно для зарубежных фильмов. В сериале «Сын ворона» подобного ожидать не приходится. Более того, полное отсутствие даже минимальной стилизации к кровопролитию кажется странным. Непонятно, как клинок входит в тело и отлетает отрубленная голова без единой капли крови. Боевые сцены скудны и лишены динамики. Наблюдать за ними не так уж и интересно, их азарт уступает место детским играм. Повествование лишено естественности и реализма, создается впечатление, что актеры пытаются избегать травм. Схватки не вызывают страха и напряжения.
Герои выглядят далекими от образа грозных, бородатых викингов, которых боялись все. Они напоминают жалкую шайку пиратов, постоянно попадающих в неприятности и совершающих глупые поступки. В них не чувствуется злости и жестокости.
Роарг воспитывался как викинг, но в итоге стал благородным пиратом, далеким от образа варвара, слишком нежным и добрым к своей невесте. Он не превратился в злобного пирата, а стал защитником справедливости, напоминая своими поступками Робин Гуда.
В заключение следует признать, что сериал не оправдал ожиданий. Я не увидел ни атмосферы викингов, ни самих злобных скандинавов, ни жестокости, ни опасности. Заявленный жанр боевика и фэнтези реализован не в полной мере, повествование тяготеет к мелодраме. Музыкальное сопровождение явно не соответствует настроению фильма. В сериале нет ничего познавательного. Это, скорее, заманчивый проект с интересной идеей, который, однако, разочаровывает. Конечно, смотреть его легко и ненавязчиво, и кто-то может найти в нем что-то новое. Помимо актеров и окружающего их антуража, в сериале практически нет достоинств. Жаль потраченного времени, и я не стану рекомендовать его к просмотру.
Решение, смотреть или не смотреть "Сына ворона", остается за вами.
Всего доброго.