## Взгляд на "Пятую Стражу": Между Ожиданиями и Реальностью
Сериал «Пятая стража» окутан был вихрем предварительной рекламы, обещавшей захватывающую историю, и это, безусловно, подогрело мой интерес, как и у многих других потенциальных зрителей. Я с нетерпением предвкушала его премьеру, и первые эпизоды поглотила с энтузиазмом, надеясь на фееричное зрелище. Однако, воодушевление, признаюсь, оказалось недолгим. По мере развития сюжета мои представления о сериале претерпели существенные изменения, хотя и не привели к полному отказу от просмотра.
Первый сезон оказался для меня испытанием. Я не смогла осилить его целиком, порой отвлекалась из-за его излишней затянутости. Позже я сожалела об этом, так как последовательность событий оказалась сложной для восприятия, а логическая связь между эпизодами размылась, затрудняя понимание мотивов и последствий действий персонажей. Многие зрители, вероятно, разделяют мое ощущение, что повествование развивается непомерно медленно, а значительная часть времени отводится обширным, порой излишне детализированным диалогам. По моему мнению, сокращение сериала на треть, отбрасывание некритичных сцен, позволило бы значительно улучшить динамику и повысить интерес аудитории.
В самом сюжете переплетаются мистицизм, детективная интрига и элементы готической фантастики, обращаясь к знакомым тропам: потусторонние силы, жизнь вампиров, запутанные сюжетные линии. Отдельные сцены, несмотря на общую затянутость, обладают определенной атмосферой, однако, общее впечатление складывается из некоторой повторяемости, возможно, обусловленной большим количеством эпизодов.
Второй сезон, к моей радости, внес существенные коррективы. Он ощущался более живым, динамичным и захватывающим. Вторичная актерская игра была на более высоком уровне, а сюжетная линия приобрела большую ясность и логичность. История начинается с эпохи самого графа Дракулы, но действие разворачивается в современной России, что добавляет уникальный колорит.
Главные герои – личности, чьи интересы и взгляды на мир зачастую кардинально расходятся. Случайная череда событий выводит на свет Дракулу, известного как Феликс, чье возвращение в мир живых стало результатом трагической потери возлюбленной и темных сил, воспользовавшихся его горем. Очнувшись от многовекового сна, Феликс сталкивается с новой реальностью, где ему предстоит бороться с злом, действуя в тандеме с группой людей, обладающих уникальными способностями. В результате этих событий, они начинают совместную деятельность под эгидой детективного агентства «Пятая Стража».
Сотрудничество с самим Дракулой – задача не из легких. Поэтому, чтобы обеспечить эффективность своих сотрудников, Феликс наделяет их экстраординарными способностями: один из членов команды способен вызывать души умерших и извлекать из них полезную информацию, другой становится невидимым для окружающих, третий обретает способность трансформироваться в разнообразные растения – от величественных деревьев до скромных травинок, а четвертый может принимать облик любого животного, что позволяет ему наблюдать за происходящим с уникальной перспективы. Благодаря этим способностям, команда "Пятой Стражи" решает сложнейшие проблемы человечества на протяжении двух сезонов.
Переходя к более субъективному анализу, следует отметить, что сериал "Пятая стража" сложно назвать шедевром. Авторам, очевидно, не хватило времени и ресурсов для тщательной доводки проекта. Он занимает промежуточное положение, между хорошим и посредственным. Характер главных героев колеблется от увлекательного и притягательного до пассивного и скучного. Этот феномен вызывает недоумение и заставляет задуматься о причинах – является ли это особенностью замысла автора, или же следствием проблем с написанием сценария? К счастью, среди актеров лишь Кирилл Казаков, исполнивший роль графа Дракулы, демонстрирует стабильно высокую актерскую игру, органично вписываясь в образ и придавая ему глубину и достоверность. Что касается остальных актеров, их игра, по моему мнению, оставляет желать лучшего, часто выдается поверхностной и неискренней.
В сериале присутствует линия романтической интриги, однако она представлена довольно схематично. Различные персонажи обмениваются взглядами, нежными прикосновениями и намеками на симпатию, предпринимают попытки признаться в чувствах, но история замирает на этом этапе, оставляя зрителя в ожидании развязки. События разворачиваются преимущественно в стенах детективного агентства и в ходе вылазок на местность, однако личная жизнь персонажей остается в тени, что создает ощущение ее отсутствия.
Несомненно, второй сезон стал более динамичным, а участие новых актеров внесло свежие краски в повествование. Как и в большинстве сериалов о борьбе добра со злом, присутствует главный злодей, стремящийся разрушить грань между светом и тьмой. Некоторые зрители отметили сходство этого сериала с популярным телешоу «След», и, поначалу, я не разделяла эту точку зрения. Однако, пересматривая ситуацию, я понимаю, что они имели в виду: в "Пятой Страже", расследование преступлений происходит по аналогии с "Следом", только вместо обычных сотрудников полиции расследуют дела люди с необычными способностями под руководством вампира графа Дракулы. В остальном, схожие элементы: поиски, предположения, поимки преступников, развязка расследований. Музыкальное сопровождение сериал выдержано на высоком уровне, гармонично дополняет происходящее на экране, создает нужную атмосферу и является важной составляющей общего впечатления.
В целом, сериал "Пятая стража" – это развлекательный, не слишком сложный проект с простоватым сюжетом и скромным бюджетом. Тем не менее, он может представлять интерес для поклонников американского кино о мистике и вампирах. В заключение, хотелось бы отметить, что, принимая решение о просмотре, каждый должен руководствоваться собственными предпочтениями. Мое субъективное мнение, изложенное выше, надеюсь, окажется полезным для принятия этого решения.
## Размышления о "Пятой Страже": между обещанием и реальностью
Впечатления от телесериала "Пятая стража" оказались весьма противоречивыми, словно двойственный мираж, манящий своей внешней привлекательностью, но не оправдывающий надежды при ближайшем рассмотрении. Начало всему этому было весьма обыденным: случайный взгляд на экран телевизора, привлеченный рекламной кампанией, транслировавшейся одним из федеральных каналов – ТВ3. Заявленный как первый отечественный мистический телесериал, проект обещал погружение в неизведанные глубины сверхъестественного. Реклама, безусловно, была выполнена на высоком уровне – яркая, динамичная, захватывающая воображение. Именно она, вероятно, и побудила меня к просмотру.
В начале я, как и многие, провела своеобразный отбор, перебирая существующие на тот момент отечественные мистические проекты. Однако, поддавшись соблазну обещаний, решила отбросить предрассудки и дать шанс "Пятой Страже". Честно говоря, я возлагала на него немалые надежды, предвкушая нечто грандиозное, по-настоящему новаторское. К сожалению, уже первые эпизоды разочаровали, разрушив иллюзии и показав, что рекламная кампания была, по сути, лишь блестяще смонтированным тизером, а не отражением сути происходящего. Кажется, до настоящего уровня мистического сериала российскому кинематографу пока еще далеко.
В конечном итоге, перед нами предстал детективный триллер с легким налетом мистики, однако без той глубины и оригинальности, которые ожидаешь от жанра. На мой взгляд, "Пятая стража" не оправдала себя в качестве мистического сериала, оказавшись своего рода провалом в этом отношении. Авторы умело заманили зрителя потрясающей рекламой, обещали потусторонние силы и привлекли внимание к харизматичному Кириллу Казакову, исполнившему роль вампира Феликса. Но что же мы получили в итоге?
Феликс, воскресший после столетий сна в современном мире, решает перейти на сторону добра и бороться со злом, основав детективное агентство "Пятая стража". Его команда, подобранная с особым тщанием, обладает уникальными способностями – даром вселяться в животных и растения, становиться невидимыми на короткие промежутки времени. Однако эти способности, к сожалению, не вызвали у меня восторга, скорее, вызвали чувство разочарования. Они лишены той самой магии и таинственности, которые так необходимы для мистического сериала. Не добавляет очарования и предсказуемость сюжетных ходов, создающая ощущение вторичности и шаблонности. Наблюдение за расследованиями, выстроенными на этих "удивительных" способностях, оказывается довольно скучным и монотонным.
Отдельного упоминания заслуживает недостаточная проработка второстепенных персонажей. Похоже, авторы сконцентрировались на создании образа главного героя, оставив остальных на периферии повествования. Феликс, пожалуй, единственный персонаж, который действительно смог выделиться своей индивидуальностью и вызвать интерес. Авторы сделали правильный ход, разработав образ современного вампира, лишенного жестокости и кровожадности, воспитанного и интеллектуально развитого. Принцип "гуманного" утоления голода – забор крови для медицинских нужд – довольно любопытный и оригинальный подход, добавляющий герою глубину и многогранность.
Остальные члены команды, увы, не смогли покорить мое воображение, но об этом, вероятно, уже говорилось ранее. Авторы, сделав ставку на сюжетную линию и главного героя, упустили возможность раскрыть потенциал всего ансамбля персонажей.
Я жаждала полного погружения в атмосферу сериала, стремления понять мотивы и переживания каждого персонажа, но этого не произошло. Нам не предоставили такую возможность.
И все же, сериал не лишен достоинств. Тонкий юмор, понятный широкому кругу зрителей, добавляет легкости и позитива. Шутки, использованные в диалогах, свежи и оригинальны, не повторяются на протяжении всего сериала.
Я не могу назвать "Пятую стражу" настоящим прорывом, первым качественным мистическим телесериалом, созданным в России, но, безусловно, смотреть его можно. Нельзя отказать в оригинальности предлагаемого сюжета.
Если вы являетесь поклонником детективных сериалов и ищете что-то новое и необычное, "Пятая стража" может вас заинтересовать. Она станет неплохим способом провести время, но не стоит возлагать на нее слишком большие надежды.
## Вторая попытка: Размышления о втором сезоне "Пятой стражи"
Первый сезон "Пятой стражи" я встретила с ощущением некоторой недосказанности. В рецензии, пожалуй, не смогла передать всю сложность пережитого, возможно, потому что глубоко проникать в суть персонажей и раскрывать их мотивацию было просто нечему. Второй сезон, к счастью, внес существенные коррективы в это впечатление.
Если обратиться к началу повествования, к тому самому прологу, который открывал первый сезон, то вспоминаются несколько зарисовки, касающиеся зарождающихся личных отношений между будущими коллегами в агентстве. И как же жаль, что эти намеки, эти нежные ростки будущих взаимоотношений так быстро были забыты. Появление новых персонажей могло бы стать спасительным мотивом, восполнить утраченные связи, но, к сожалению, столь значительные изменения не были реализованы в полной мере, чтобы ощутимо повысить интерес аудитории.
И вот, перед нами Феликс и Ульяна. Что же полюбилось больше всего? Образ Феликса обрел полноту, появилась внушительная харизма. Как верно заметил один из рецензентов, в этом сериале нет ничего принципиально нового, ничего, чего не видели прежде. Но в то же время, Феликс предстал перед нами в образе интеллектуала, обладающего определенными качествами, свойственными мыслителям и стратегам. Да, если бы он был просто магом, а не вампиром, ситуация мало чем изменилась бы. Но все же аура таинственности, некая загадочность, подкрепленная элегантным образом – плащ и алый подборок – не могла не впечатлить. Или, возможно, я просто поглотилась миром сериала?
Появление новых персонажей, как ни странно, помогает глубже понять Феликса, раскрыть его внутренний мир. Оказывается, у него была насыщенная личная жизнь, была жена. Образ Милены, например, вызывает неподдельный интерес. Долгое время я не могла понять ее предназначение в общей канве повествования. Если вторая половина Феликса, в прямом смысле этого слова, необходима ему в роли доктора Ватсона, помощника и вдохновителя, человека, способного подтолкнуть к философским размышлениям и воспоминаниям, то ее появление поначалу вызывало легкое раздражение. Хотя, я подозреваю, она должна была стать частью любовного треугольника, призванного оживить сюжет. Но, увы, мелодрама, как известно, не является главным приоритетом, поэтому и этот аспект был не доведен до совершенства.
Что же сказать об Ульяне? Изначально она намерена совершить возмездие за смерть любимой сестры, и намерена убить Феликса при первом же удобном случае. Но, очевидно, что она не смогла выполнить свой план, не смогла найти в себе силы для этого. Пятьсот лет истории не могли не оставить свой отпечаток на ее характере, не научили находить решения проблем. Невозможно представить себе дочь воеводы, прожившую столь длительный период времени, не обретя мудрости и опыта. Затем, неожиданно и стремительно, она начинает проявлять симпатию к Феликсу, почти как сестра Бажена. На протяжении всего второго сезона мы наблюдаем всплески этой нежной симпатии, которые, к сожалению, проявляются неравномерно. Эпизоды, наполненные чувственными переживаниями, мастерски сняты, и создается ощущение, что они могли бы стать основой для чего-то большего, но, видимо, из-за опасения скатиться в банальную мыльную оперу, создатели решили воздержаться.
Молодое поколение персонажей радует своей внешностью, безусловно. Однако, в отношении психологического развития, есть над чем работать. Лишь к концу сезона начинают прорисовываться личные взаимоотношения между агентами, помимо центральной любовной линии.
Отдельного упоминания заслуживает эпизод с вагончиками. Он лишен мистической составляющей, но наполнен глубокой драмой. Здесь есть то, чего так не хватало всему сериалу. Я считаю этот эпизод настоящим бенефисом Виктора Старкова (Ростислава Бершауэра). Это словно мини-фильм, вписанный в структуру более масштабного произведения.
В визуальном плане заметна ориентация на мужскую аудиторию в последней трети сезона. Молодые персонажи получили больше экранного времени, что выразилось в увеличении количества откровенных сцен и, к сожалению, не всегда профессиональной операторской работе.
Пожалуй, стоит задуматься о причинах любви отечественного телевидения к шестидесятиминутным эпизодами, в отличие от двенадцати- или двадцатичетырехсерийных форматов, характерных для большинства зарубежных сериалов. Мы транслируем эпизоды практически ежедневно, в то время как за рубежом – всего один или два раза в месяц. Необходимость продажи рекламного времени, безусловно, играет свою роль. Однако, что действительно непостижимо, это отсутствие общей интриги и открытых финалов в наших сериалах. Это помогло бы повысить рейтинги, удержать существующих зрителей и привлечь новых. Что ж, новый сезон – новые персонажи, новые сюжетные повороты, что случилось со старыми? Зрители, как известно, достаточно сообразительны, чтобы додумать ответы самостоятельно.
В целом, моя оценка второму сезону – 5 из 10. За незабываемые моменты, наполненные чувственностью, между Феликсом и Ульяной.
Я рекомендую этот сезон к просмотру тем, кто досмотрел первый сезон до конца и попробовал сериал на вкус.
Всем остальным советую начинать знакомство с сериала с третьего сезона.
На рубеже десятилетий российская киноиндустрия робко, с некоторой опаской, пыталась освоить территорию мистического кинематографа. Нельзя сказать, что попытки были редки, однако, как правило, они ограничивались отдельными полнометражными работами. В свое время картина «Закрытая школа», несомненно, обрела широкую аудиторию поклонников, что говорит о наличии потенциала для развития жанра. Однако, в случае со зрительским восприятием сериала «Пятая стража» ситуация оказалась куда более сложной.
Попытка создать многосерийный мистический эпос оказалась подверженной целому ряду проблем, которые, к сожалению, существенно снижают художественную ценность проекта. Создается ощущение хаотичности, словно в повествование в спешке вброшены различные мифологические существа и сверхъестественные способности, что приводит к дезориентации и затрудняет понимание логики происходящего. Сюжетная линия, вопреки задуманным амбициям, с неприкрытой горечью признается, что напоминает структуру типичной мыльной оперы – поверхностной, мелодраматичной и лишенной глубины.
В результате мы получаем скорее драматический сериал с элементами мистики, нежели полноценное мистическое произведение. Однако, уверенности в себе ему явно не хватает, а предсказуемость повествования не оставляет простора для воображения. Повествование лишено неожиданных сюжетных поворотов, а яркие, запоминающиеся сцены – скорее исключение, чем правило. Искренне трудно выделить какие-либо аспекты, которые можно было бы по праву отметить как достоинства.
Не было заложено создание пародийной работы, однако, по иронии судьбы, в окончательном виде сериал имеет характерные черты пародии на сам жанр мистики. По всей видимости, сложилось устойчивое, увы, предвзятое отношение к российским проектам подобного рода, что порождает скептицизм и снижает ожидания зрителя.
Тем не менее, остается надежда на то, что создатели последующих работ учтут замечания и привнесут в свои творения больше динамики, экшена и мистического напряжения, минимизировав при этом долю мелодраматизма и детективной составляющей. Свой скептицизм постараюсь преодолеть, и с нетерпением жду возможности оценить новые российские мистические произведения.
В качестве промежуточной оценки, справедливо будет отметить сериал на пять баллов из десяти. Проект не достиг заявленного уровня, но впереди еще множество возможностей для развития и совершенствования. Впереди – перспективы!