Действительно, возможно, я поспешил с похвалой российскому кинематографу, выдав ему кредит доверия после премьеры первого сезона. Вторая его итерация ощутимо не дотягивает до уровня предшественника, и причины, как мне кажется, кроются как в материальных ограничениях, так и, вероятно, в творческих разногласиях. Разрыв между двумя сезонами ощутим, и он, к сожалению, фатален.
Прежде всего, исчезла атмосфера российской глубинки, тот особый колорит, создававший неповторимую ауру первоначальной истории. Забыт антураж деревенской жизни, её ритмы и обычаи. Второй сезон ощущается чужим, лишенным той органической связи с российской почвой.
Затем, сценаристы грубо сократили и упростили интригу, связанную с тяжелым ранением главного героя. Словно спеша завершить сюжетную линию, они поспешно провели операцию, сняли кардиостимулятор и, почти мгновенно, персонаж вернулся к жизни. Это выглядит, мягко говоря, надуманно и неправдоподобно, откровенная фантасмагория, не вяжущаяся с реалистичным подходом, которым славился первый сезон. Неудивительно, что его с почестями восстановили в рядах органов, но дальнейшее развитие сюжета стало лишь разочарованием. Вместо опытного сыщика, он превратился в участкового, работая под началом своего бывшего руководителя и занимая менее значимую должность.
Запутанная интрига с серийным убийцей, Шницером, терроризировавшим округу, также была грубо и поверхностно завершена, еще до финальной точки в первом сезоне. Похоже, актера отпустили из проекта, что, безусловно, повлияло на целостность повествования. Игра Журавлева лишена былой убедительности и выразительности, а сцены рукопашного боя поставлены без должного профессионализма, что, временами, вызывает скорее смех, чем напряжение. Попытки сымитировать стиль легендарного Брюса Ли выглядят жалко и неубедительно. В своей роли участкового он напоминает не столичного следователя с богатым опытом, а скорее Анискина из советских детективов 70-х годов.
В конечном итоге, персонаж Журавлева вызывает скорее насмешку, а его увлеченность бывшей возлюбленной откровенно раздражает, порождая чувство отвращения не к ней, а к нему, как к герою, потерявшему чувство достоинства и профессиональной ответственности. Здесь сценаристы, очевидно, переборщили, выделив ей чрезмерное количество экранного времени, видимо, рассчитывая создать иллюзию наивного благородства главного героя, несущего ответственность за всех своих любовниц, что напоминает некий пародийный отсыл к произведениям Экзюпери.
В результате, сериал, некогда представлявший собой свежий и многообещающий проект, скатился до уровня шаблонного, предсказуемого и откровенно безликого "ментовского" детектива. Сценарий лишен оригинальности, сюжетология вторична, актерская игра оставляет желать лучшего – часто актеры переигрывают, не сумев передать тонкости и нюансы происходящего. Единственным светлым пятном остается игра Леонида Окунева, чье присутствие, пусть и не сильно, но разряжает атмосферу скуки. Без него просмотр сериала стал бы настоящим испытанием. Упоминания о пчелах, которые были одним из фирменных элементов первого сезона, исчезли без следа. В конечном счете, это типичное малобюджетное, непрофессионально сделанное и монотонное российское кино. Смотреть его стоит только в том случае, если все сериалы "Декстера" и "Ганнибала" уже пересмотрены, и отчаянно не хватает развлечения.
## "Пасечник": Меж криминальной эстетикой и провинциальной тишиной
На протяжении последних лет, моя практика включает в себя регулярное создание рецензий на телесериалы, оставившие неизгладимый след в душе. Я убеждена, что высказывать свою оценку, делиться личными впечатлениями, независимо от степени симпатии или антипатии, – долг каждого внимательного зрителя. И сегодня мы обратимся к анализу проекта, получившего название "Пасечник".
Современный российский кинематограф, к сожалению или к счастью, переживает настоящий бум криминальной тематики. Калейдоскоп жанровых экспериментов и сюжетных поворотов захлестывает зрителя, предлагая всевозможные интерпретации насилия и правосудия. "Пасечник" не является исключением из этого тренда, уверенно занимая свою нишу в ряду криминальных драм.
Однако, пожалуй, стоит признать, что создатели сериала не особо стремились к новаторству, избежав рисков, связанных с созданием принципиально нового повествования. Сюжетная канва, безусловно, не лишена привычной для жанра знакомости: на заслуженный отдых, в тихую российскую глубинку, уходит бывший сотрудник МУРа, вынужденный завершить карьеру из-за полученного ранения. Однако идиллия провинциальной жизни оказывается омрачена чередой криминальных происшествий, заставляя героя вновь погрузиться в водоворот расследований и разборок. Вместо заслуженного спокойствия ему предстоит столкнуться с темной стороной жизни, скрывающейся за фасадом умиротворенности сельской местности.
Сложно назвать этот телепроект выдающимся. Мало того, подобная концепция уже достаточно часто эксплуатировалась в российском кинематографе. В качестве аналогии сразу вспоминается сериал "Лесник", демонстрирующий поразительное сходство в основной идее, хотя и с иной актерской интерпретацией и с добавлением неких специфических деталей, формирующих уникальный колорит. Различие, безусловно, присутствует, однако общая структура повествования, идея бывшего сотрудника спецслужб, вынужденного вести своеобразный "домашний" сыск, ощущается отчетливо.
Если говорить об актерском составе, то, полагаю, многие лица будут знакомы даже не самым преданным поклонникам отечественного телевидения. Актеры, безусловно, профессиональны и убедительны, однако их игра не отличается какой-то особой новаторской интерпретацией ролей, она, скорее, следует общепринятым канонам жанра.
В целом, "Пасечник" представляет собой вполне достойный, хотя и не бросающийся в глаза телесериал. Он не обладает каким-то неповторимым шармом, не выделяется на фоне прочих представителей криминальной тематики. Однако, для тех, кто ценит привычный набор жанровых клише и увлекательные расследования, этот проект вполне может оказаться достойным времяпрепровождением. Это не революция в кинематографе, но и не очередная бессмысленная трата времени – средний, но вполне достойный представитель своего жанра.
Позвольте мне выразить некоторое удивление по поводу столь бурной реакции на данный сериал. На мой взгляд, он вполне достойный, предлагающий зрителям возможность расслабиться и получить массу положительных эмоций – от легкой иронии до искреннего, откровенного смеха.
Безусловно, главный герой обладает несколько гипертрофированными качествами. В нём, пожалуй, можно уловить черты как могущественного супергероя, способного на невероятные поступки, так и мрачного мстителя, действующего в тени. Да, его деяния порой кажутся чрезмерными, даже раздражающими, но в то же время он предлагает глоток свежего воздуха, отвлекая от привычных, шаблонных образов представителей правоохранительных органов.
Особое внимание стоит уделить персонажу Журавлёва. Не могу не отметить, что в некоторых эпизодах его изображают несколько нерешительным и даже порой нелепым. Неумение твердо занять позицию по отношению к бывшей супруге, тенденция пассивно выслушивать её упреки, как это делают неопытные молодые люди – не добавляют ему убедительности. И подобное же можно наблюдать в действиях доктора…
Что касается Василия, его профессиональная пригодность вызывает серьезные вопросы. Сложно понять, каким образом такой персонаж прошёл аттестацию. А история с огнестрельным оружием вообще абсурдна – как ему доверили служебный пистолет, если в каждой второй серии он фактически лишается его, становясь жертвой чьей-то небрежности или подставы? Этот вопрос заставляет задуматься о системе контроля и безопасности, действующих в описываемой реальности. Ведь доверие к сотруднику правоохранительных органов должно быть основано на его компетентности и ответственности, а не на случайности.