Сериал Штисель/Shtisel 2 сезон онлайн

  • Стандартный
  • Субтитры
Штисель
IMDB
8.60
КиноПоиск
8.16

Встречайте долгожданное возвращение второго сезона захватывающей драматической саги, погружающей зрителя в непростой мир религиозной семьи Штисель. Мы отправляемся в эпицентр их жизни – в квартал Меа Шеарим, жемчужину Иерусалима, чья репутация основана на глубокой укорененности в вековых обычаях и непоколебимой преданности традициям. Меа Шеарим – это не просто географическое место, это своего рода оазис, где общины ультраортодоксальных евреев бережно хранят свою идентичность, тщательно ограждая ее от внешнего влияния и случайных посетителей. Жители этого района, гордятся своим неуклонным приверженностью строгим религиозным предписаниям, стремясь к существованию, максимально обособленному от остального мира. Центральная фигура повествования – Шулам Штисель, отец семейства, живущий вместе со своим сыном на границе этого самобытного района. Акива, молодой и энергичный представитель поколения, не может устоять перед очарованием вдовы, прекрасной и достойной женщины. Однако этот романтический порыв вызывает глубокую озабоченность у отца, человека, стремящегося обеспечить своему сыну традиционное и благополучное будущее. Шулам видит для Акивы другую, более подходящую спутницу жизни, в чьей верности и благочестии он уверен, что его сын обретет истинное счастье и продолжит родовой уклад. Поэтому он, движимый любовью и заботой, предпримет все возможные усилия, чтобы направить сына на путь, соответствующий семейным ценностям и устоям. Нас ждет напряженное столкновение между личными желаниями молодого человека и родительскими ожиданиями, погружение в сложный мир религиозной общины и глубокое понимание борьбы между традициями и современностью....

Оригинал
Shtisel
Страна
Израиль
Жанр
драмы
Год
2015
Режиссер
Алон Зингман
В ролях
Шира Хаас, Нета Рискин, Айелет Зурер, Михаэль Алони, Довале Гликман
Рецензии
## Отголоски Времени: Размышления о Сериале и Душе Иерусалимской Общины Чтобы постичь истинный смысл этого сериала, необходимо погрузиться в многовековую историю иерусалимской общины. Это не просто группа людей, а живая летопись, где каждая мостовая хранит память о поколениях, прибывавших сюда с благородной целью – посвятить остаток дней изучению Торы. Евреи, достигшие зрелости и накопившие достаточный капитал, искали убежища от мирской суеты в этом священном городе. Местные арабы, пронзительно и ласково, называли их "бней мавет" – "сыны смерти", с оттенком уважения к их отрешенности от земных забот. Они стекались сюда со всех концов света – из восточной и западной Европы, из Марокко и Египта, из Ирака и Йемена. Каждая община создавала свой уникальный уголок – кварталы, дома изучения и синагоги, пропитанные особой атмосферой. На рыночных площадях, завязывая торговые сделки, белорусский и йеменский еврей находили общий язык, используя "лошн-койдеш" – священный язык Торы, или древний арамейский, язык Геморы. Эти языки, несмотря на кажущуюся схожесть, имели значительные фонетические различия, определявшие произношение ашкеназов, восточных и сефардских евреев. Часто слова звучали так, что разобрать их было практически невозможно. В таких ситуациях на помощь приходили короткие записки, передававшие суть сообщения. В современном Израиле принято сефардское произношение, которое и используется в диалогах фильма. Однако цитирование Торы и Талмуда – неотъемлемая часть повествования, и здесь звучит ашкеназский диалект, создавая неповторимый колорит. Запоминающимся элементом является использование идиш, белорусско-литовского диалекта, который пробуждает в душе отзвуки детства. Так же, как бабушки и дедушки переходили на идиш, чтобы сохранить секретность своих разговоров от неподготовленных ушей, и как мать понимала эту тайну, а дети уже нет. Сегодня мы, в свою очередь, используем русский язык, чтобы оградить свои мысли от любопытных внуков, а они, в свою очередь, не понимают. Постепенно, жизнь общины претерпевала изменения. Не все приезжавшие сюда стремились к забвению, появились многочисленные хасиды, прибывшие с семьями, а "бней мавет" начали создавать собственные семьи и рожать детей, разрушая миф о бессрочном уединении. Старый город становился тесен для растущей общины, и в 1874 году иерусалимские евреи приобрели участок земли за пределами городских стен. Эта территория была небезопасной, полная разбойников и опасностей. Архитектор Конрад Шик разработал проект укрепленного квартала в форме каре, где длинные здания служили внешними стенами, прорезанными шестью воротами, которые еще недавно запирались на ночь. Так возник квартал Меа Шеарим, что часто неверно переводят как "Сто ворот". На самом деле, выражение происходит из Библии и означает "мера в сто раз", отсылая к изобилию пшеницы, собранной Исааком. Эта символическая связь подчеркивает идею благодати и изобилия на Святой Земле. Практически все иерусалимские евреи получали денежную поддержку – халуку – от своих общин и благотворителей по всему миру. Специальные сборщики обходили еврейские местечки в Польше и России, собирая пожертвования. Идея о необходимости физического труда среди иерусалимской общины считалась неприемлемой. Это был город-йешива, место сосредоточения религиозных знаний, где лишь немногие евреи занимались необходимыми ремеслами – стригли, шили, изготавливали сапоги. Однако это были сефарды, преобладавшие в этом регионе Османской империи, в то время как ашкеназы посвящали себя исключительно учебе. Такой уклад жизни передавался из поколения в поколение, пока в наши дни не начали зарождаться новые течения. Появились движения Поалей Цион, Тора ве-Авода, движение Вязаной Кипы. Их члены получают не только религиозное, но и профессиональное образование, служат в армии, активно участвуют в политической и научной жизни, не придерживаясь традиционных кварталов, и расселились по всей стране. Среди ортодоксов они сейчас составляют большинство, полностью интегрированные в современное общество. Тем не менее, жители Меа Шеарим сохраняют свой уникальный образ жизни, продолжая посвящать себя исключительно изучению Торы. Поддержка диаспоры все еще присутствует, но теперь к ней добавляются небольшие пособия на детей от государства, которых хватает для скромного существования, что находит отражение в фильме. В Израиле общий уровень жизни сравним с Францией, выше, чем в Италии и Японии. Однако, доход на семью среди харедимов сопоставим с доходами в Польше или России, а в расчете на душу населения – еще меньше. Они живут в своем гетто, подвергаясь ненависти и презрению со стороны окружающих, особенно со стороны выходцев из СССР. Советские евреи часто называют их "пейсатыми паразитами" и испытывают гнев, видя людей, напоминающих их дедов и прадедов. Советское воспитание оставило глубокий след. Однако, если бы не мой учитель, раввин в одиннадцатом поколении, многодетный отец, работавший преподавателем математики в йешива-тихонит – своеобразной школе-йешиве, дававшей аттестат зрелости по общеобразовательным стандартам, я, возможно, тоже усвоил бы подобное отношение. Учитель заменил мне отца, исцелил мою душу и благословил мой труд, и я стал приносить благо своими трудами, а не просто зарабатывать на жизнь. Конечно, за благо платят меньше. Но если прибавить радость, которую приносит создание чего-то ценного, то это компенсирует разницу. В заключение скажу, что этот сериал знаменует поворотный момент. Сто лет израильская культура (включая эпоху британского мандата) подавляла иудаизм. Сто лет харедим прятались и вздрагивали под чужой рукой. Сто лет над ними издевались и высмеивали нерелигиозные евреи-социалисты, а затем и евреи из СССР. И вот, наконец, тоненький ручеек пробился из гетто в мир, принеся с собой сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор и острый ум (обратите внимание на хитрость и изобретательность персонажей). В этом сериале есть нечто от плутовского романа, от ласковой насмешки над самими собой, от еврейской самоиронии, но это также и семейная сага, рассказ о повседневной жизни, скрытой от посторонних глаз. Если этот ручеек окрепнет, мир вскоре увидит расцвет израильской еврейской культуры – не монстров евровидения, не инфернальные изыски, а этот чудесный тайный сад, хранящий в себе Народ Книги. И возможно, мир захочет, чтобы люди в нем снова стали такими, какими их сотворил Всевышний. Проще говоря, этот фильм пробуждает в зрителе желание любви и раскаяния, а в еврейской душе – любовь к Богу и своему народу, Израилю.
## Заглядывая в закрытый мир: размышления о сериале "Штисель" Недавно, поддавшись настойчивым рекомендациям знакомой, живущей в Израиле, я приступила к просмотру израильского сериала "Штисель" (2013-2016, два сезона по двенадцать эпизодов). Этот дебютный режиссерский проект Алона Зингмана оказался для меня настоящим откровением, заглядывающим за завесу привычного мира. В центре повествования – судьбы актеров Довале Гликмана, блистательно воплотившего образ Шулема, и Михаила Алони, создавшего запоминающийся портрет Акивы. "Штисель" рассказывает о жизни ультраортодоксальных евреев, формирующих отдельный микрокосм в одном из районов Иерусалима. Хотя я и сталкивалась с упоминаниями об этой уникальной общине, возможность визуально прочувствовать их быт и уклад жизни оказалась поистине бесценной. Современный, динамичный мир, безусловно, проникает в их жизнь, заставляя приобретать некоторые атрибуты, казалось бы, соответствующие современным реалиям, но, в то же время, нерушимо соблюдая традиции, корни которых уходят в глубокую древность. На фоне динамично развивающегося мегаполиса разворачивается своя, параллельная реальность, населенная группой людей, когда-то осознанно выбравших для себя определенный путь, усложняющий, казалось бы, и без того непростую человеческую жизнь. Примечательно, что, несмотря на это, они не кажутся обреченными, и в их жизни есть место для юмора и радости. Работа в классическом понимании этого слова практически отсутствует в их жизни: для мужчин главный приоритет – глубокое изучение Торы. Этот процесс передается из поколения в поколение, от учителей к ученикам. Женщины же посвящают себя семье, воспитывая многочисленных детей и ведя домашнее хозяйство, являясь опорой и хранительницами очага. Центральной темой сериала становятся судьбы семьи Штиселей. Значительное место в повествовании отведено Шулему, недавно потерявшему жену, и его младшему сыну Акиве, резко отличающемуся от остальных членов семьи своей открытостью и склонностью к самовыражению. Страсть к рисованию и живописи, совершенно несовместимая с ортодоксальными представлениями о приличиях, приводит Акиву в состояние внутреннего конфликта. Шулем, отец семейства, – личность сложная и неоднозначная. Он озабочен благополучием своих детей и внуков, проявляет заботу о престарелой матери, но при этом не стесняется лжи и не всегда поступает честно. В душе он по-прежнему предан своей усопшей жене, что не позволяет ему обрести личное счастье и приводит к неудачным попыткам поиска новой спутницы жизни. Отношения между членами семьи не всегда безупречны. Нухем, младший брат Шулема, представляется мне человеком нечистосердечным, склонным к мелким махинациям и живущим вдали от семьи, появляясь лишь в моменты трагедии, чтобы продемонстрировать свой, прежде всего, практический интерес. Братья постоянно конфликтуют, что создает напряженную атмосферу. Акиве, как никому другому, приходится лавировать между религиозными предписаниями, которые он не всегда готов соблюдать, и своими чувствами, между давлением со стороны родственников и возможностью реализовать свой художественный талант, что ему и помогает владелец местной картинной галереи, видя в нем нечто большее, чем простого члена общины. К финалу второго сезона зрителям предлагается намек на счастливый исход, но нельзя с уверенностью утверждать, как будут развиваться события. Отец Акивы, как показывает практика, всегда способен на неожиданные поступки, способные нарушить хрупкий баланс в семье. Несмотря на то, что сценарий сериала не лишен шероховатостей – отдельные сюжетные линии кажутся не доработанными, а некоторые вопросы остаются без ответа – "Штисель" произвел на меня глубокое впечатление. Это действительно качественная драма, заставляющая сопереживать героям и задумываться о сложности выбора жизненного пути. Актерская игра выше всяких похвал. Если вас привлекает возможность заглянуть в закрытый мир ультраортодоксальных евреев, то я настоятельно рекомендую вам к просмотру этот увлекательный сериал.
Сериал «Штисель» – это не просто телевизионный проект, это окно в мир ультраортодоксальной общины, глубокое и проникновенное исследование жизни семьи, чьи традиции и убеждения формируют их повседневность. Сюжет разворачивается вокруг обыденных радостей и тревог, сложных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между членами семьи и окружающим миром. Режиссер картины, Алон Зингман, с нескрываемой гордостью отмечает восторженный прием, оказанный сериалу зрителями, и особенно тронут тем, что даже представители ультраортодоксальных общин, являющиеся целевой аудиторией, оказались глубоко сопереживающими. Недаром, как признался создатель в одном из интервью, мелодии из сериала стали неотъемлемой частью свадебных торжеств, звучащими наравне с традиционными религиозными песнопениями – несомненная похвала и знак глубокой эмоциональной связи с произведением. Такой успех, по словам Зингмана, особенно ценен, ведь он подчеркивает не только развлекательную ценность сериала, но и его способность находить отклик в сердцах людей, разделяющих схожие моральные принципы и духовные искания. В создании этого уникального сериала принимали участие два талантливых сценариста, чьи собственные корни уходят в харедимскую общину, что обеспечило аутентичность и глубинное понимание культуры, которую они изображали на экране. Несмотря на прошедшие годы – премьера состоялась в 2013 году – «Штисель» не утратил своей актуальности и пользуется неизменным вниманием публики, привлекающей своей достоверностью и искренностью. Авторы стремились к максимальной реалистичности, отказываясь от любой идеализации или искажений, чтобы показать подлинную жизнь ультраортодоксов, во всей ее многогранности и сложности. И, судя по феноменальному успеху, их задача была выполнена блестяще. Индурский мир, столь чуждый для многих, стал для Зингмана не просто объектом исследования, а частью его собственной истории. Воспитание, прошедшее в иерусалимском районе Гиват Шауль, учеба в престижной ешиве «Поневич», а затем - образование в школе кино и телевидения «Сэм Шпигель» в Иерусалиме – все это сформировало его мировоззрение и предопределило его стремление рассказать эту историю. «Штисель» убедительно демонстрирует, что ультраортодоксальные евреи – это, прежде всего, люди, такие же, как и все остальные, с теми же переживаниями, мечтами и стремлениями. Они способны испытывать самые разные эмоции, от глубокой любви к детям до безграничной заботы о внуках. Простые человеческие истины и универсальные ценности, лежащие в основе их жизни, ничуть не противоречат религиозным убеждениям и обычаям. И даже чувство влюбленности находит свое место в их мире. Подобная гармония доказывает, что люди, разделенные культурными и языковыми барьерами, способны на взаимопонимание и сосуществование. Не обошлось и без дозы искрометного юмора, который делает сериал еще более привлекательным и доступным для широкой аудитории. В результате получилась увлекательная и трогательная телевизионная драма, способная заинтересовать даже тех, кто ранее не задумывался о жизни представителей ультраортодоксального сообщества.
Среди множества кинематографических произведений, с которыми мне посчастливилось соприкоснуться, этот сериал занимает, пожалуй, одно из самых почетных мест. Он повествует не просто историю, а целую сагу о жизни семьи, не фрагментарно, как это часто бывает в полнометражных фильмах, демонстрирующих лишь мимолетный эпизод, а всеобъемлюще, во всей её полноте и многогранности. Это не просто кино – это живое полотно, захватывающее дух своей правдивостью и глубиной. В каждом персонаже оживает Человек во всей его сложности и противоречивости. Здесь нет упрощенной дихотомии на "героев" и "злодеев" – лишь люди, с их уникальными характерами, непоколебимыми принципами, искренними надеждами и неизбежными слабостями. И, разумеется, с верой, которая руководит их действиями и определяет их путь. Не стану раскрывать сюжетные перипетии, но признаюсь, что финал второго сезона вызвал у меня глубочайшие чувства, разбудив слезы искреннего сопереживания. Этот сериал – не просто зарисовка из жизни ультраортодоксального сообщества. Это – гимн Любви, проявление её во всех формах и проявлениях. Он затрагивает важнейшие экзистенциальные вопросы, заставляя задуматься о фундаментальных аспектах человеческого существования: кто мы есть на самом деле и ради чего мы стремимся жить, что представляет собой истинная ценность в этом быстро меняющемся мире. Вполне возможно, что вы не разделяете стереотипных представлений, принятых в среде ортодоксов, но ценность этого сериала заключается в том, что он дарит нам возможность заглянуть в души людей, казалось бы, таких далеких и непривычных. Мы не видим просто представителей чуждой нам культуры, которые можно было бы с легкостью навесить ярлыки "странности" или "ограниченности". Мы видим людей, в которых каждый из нас может распознать частичку себя, людей, которым мы искренне сочувствуем, которых мы начинаем понимать. В конечном счете, несмотря на все кажущиеся различия, все мы – Люди. И этот сериал – глубокое размышление о нашей общей человечности, о нашем общем стремлении к любви, пониманию и поиску смысла в жизни. Он о нас, о вас, обо мне.
Завораживающее зрелище! Каким давно не доводилось испытывать истинного удовольствия перед экраном. Этот израильский сериал, без сомнения, является настоящим кинематографическим шедевром, демонстрирующим совершенно неповторимую художественную школу, не имеющую аналогов в мировом кинематографе. Погружение в мир ортодоксальных евреев – это словно путешествие в самодостаточную, автономную вселенную, где действуют свои законы и традиции, формирующие уникальную культуру. Сериал бережно снимает пелену тайны, позволяя зрителю приоткрыть завесу на этот сложный и многогранный мир, полный глубоких ценностей и вековых обычаев. Безупречен каждый аспект этой постановки: филигранный сценарий, тонкая режиссура, поразительная игра актеров, каждый из которых создает образ, запоминающийся и правдивый. Живописные виды Иерусалима, пронизанные историей и духовностью, служат великолепным фоном для разворачивающейся драмы. В центре сюжета – многопоколенческая сага, рассказывающая о судьбе семьи, чьи корни уходят вглубь веков. Прадед отца главного героя, бежавший из Минска в надежде обрести новую жизнь, стал основателем рода, которому уже пять поколений суждено жить на земле обетованной. История этой семьи – это не просто хроника событий, это исследование сложных взаимоотношений, испытаний и надежд, связывающих поколения. В такой тесно переплетенной родне, где каждый член семьи несет на себе бремя истории и традиций, вражды и распри кажутся особенно нелогичными и разрушительными. Сюжет, мастерски выстроенный сценаристами, заставляет задуматься о силе семейных уз и о том, что может разрушить их незыблемость. Искренне рекомендую вам окунуться в этот мир, дать себе возможность прочувствовать глубину сюжета и насладиться завораживающим визуальным рядом. Этот сериал подарит вам незабываемые впечатления и, возможно, заставит переосмыслить многие аспекты вашей собственной жизни.