## "Три дня в Москве": Ода ушедшей эпохе и очарованию простоты
Советские фильмы обладают неповторимым очарованием, которое заставляет нас возвращаться к ним снова и снова. Что же так притягательно в этих лентах? Атмосфера искренности, доброты и наивной чистоты, отсутствие нарочитой пошлости и, конечно, простые, понятные каждому жизненные истории, способные вызвать и улыбку, и легкую грусть. Не обязательно шедевр, скромный, малоизвестный, но от этого только более ценный и любимый – таков для меня фильм «Три дня в Москве».
В этом фильме, безусловно, блистают его исполнители главных ролей: неподражаемая Наталья Варлей, вносящая в образ свежесть и непосредственность, и Семен Морозов, воплощающий на экране образ скромного и добродушного милиционера. Сюжет фильма, хоть и не претендующий на сложную интригу, оказывается удивительно увлекательным. Молодой милиционер Иван Федотов, по приказу начальства, прибывает из бескрайней Сибири в столицу на три дня. Цель этой командировки – дать возможность парню отдохнуть, развеяться, как сейчас говорят, сменить обстановку, расширить кругозор и приобщиться к культурным богатствам Белокаменной. Однако, Москва не располагает Ивана к безмятежному отдыху; он попадает в череду комичных и порой драматичных ситуаций, знакомится с новыми людьми и сталкивается с человеческими слабостями.
Особый интерес вызывает история Германа Коробкова, земляка Ивана, готового на любые ухищрения ради женитьбы на столичной девушке. Его мотивация проста и корыстна: прописка и возможность перебраться из Сибири в большой город, что заставляет его щедро раздавать признания в любви, совершенно лишенные искренних чувств. Эта алчность и готовность обманывать ради выгоды вызывают справедливое осуждение у Ивана. Роль Германа, кстати, блестяще исполнена талантливым Станиславом Садальским.
Но среди московской суеты на пути Ивана появляется Ольга Потапова, сотрудница милиции, чья красота и непосредственность покоряют его сердце. Иван влюбляется, и эта влюбленность становится одним из ключевых мотивов фильма. Не менее трогательной оказывается встреча с пожилой женщиной, которой Иван, проявив человеческую доброту, помогает. Эта добрая минута оборачивается неожиданным недоразумением: из-за навязчивого желания бабушки называть Ивана своим внуком, Оля делает поспешные выводы о его готовности сдать пожилого родственника в дом престарелых. Убедить возлюбленную в своей порядочности оказалось задачей не из легких. Также Иван сближается с Юрием, космонавтом, человеком широкой души и большим опытом.
Эти три дня, проведенные в Москве, переполнены событиями, погружают Ивана в совершенно новую, незнакомую жизнь. Жаль только, что фильм не подарил нам счастливого финала, не показал, как сложилась дальнейшая судьба Ивана и Ольги. Мечтаешь о том, чтобы в заключительной сцене молодые люди приняли решение переехать друг к другу, например, Оля отправилась бы в Сибирь, а Иван остался бы с ней в Москве. Чувствуешь легкую грусть от разлуки, но, возможно, именно она была необходима для обретения истинного счастья в будущем, или что они должны быть благодарны за эти незабываемые три дня, которые наверняка останутся в их памяти на всю жизнь. Как говорится – зато будет, что вспомнить.
Но отвлечемся от лирических размышлений и вернемся к фильму. Мастерски воссоздана атмосфера семидесятых годов: зритель молодого поколения может увидеть, что в столице существовали яблоневые сады, а рядом с современными высотными зданиями мирно соседствовали частные дома и домики из бревен. Недавно посетив Минск, я была поражена ностальгией, возникшей от того, что там до сих пор можно увидеть похожую картину: рядом с новой многоэтажной постройкой, на окраине города, а не в его глуши, растут маленькие домики, огороды, сады, полные спелых яблок и вишен – поистине восхитительное зрелище! Именно такой была и Москва четыре десятка лет назад. И выглядит она в фильме гостеприимной, радушной хозяйкой.
В фильме милиционеры показаны как отзывчивые и серьезные люди, вызывающие уважение, даже страх, но всегда готовые прийти на помощь. И действительно, раньше так и было. Жаль, что все эти черты ушедшей эпохи канули в Лету. Теперь остается лишь ностальгировать, пересматривая советские киноленты. Актерская игра – выше всяких похвал. Раньше иначе и не умели: актеры играют легко, непринужденно и чрезвычайно убедительно. Фильм полон забавных и смешных моментов, но не лишен и морали. Советские режиссеры не снимали фильмы без поучительных историй, за напускной комедийностью скрывается глубокий подтекст. «Три дня в Москве» напоминает волшебную сказку. И это вполне объяснимо, ведь над сценарием работал Альберт Иванов, создатель знаменитой истории о «Хоме и Суслике» - настоящего «сказочника»!
Нельзя не отметить и замечательную музыку, сопровождающую фильм – композиции настолько проникновенны, что невозможно остаться к ним равнодушным. Песня «Ты говоришь мне о любви», исполненная героиней Варлей (а на самом деле – Ниной Бродской), завораживает своим очарованием. «Три дня в Москве» - это милое, интересное и эмоциональное кино, которое я настоятельно рекомендую к просмотру!
С первых же кадров, оказавшись перед этим фильмом, я была охвачена чувством предвкушения, глубокой уверенностью в том, что меня ждет нечто поистине захватывающее, увлекательное и вызывающее неподдельный интерес. Начальные минуты словно шептали о потенциале проекта, о массе захватывающих и загадочных событий, которые предстоит пережить. На экране вновь появился знакомый образ, пусть и под другим именем – Костя Збруев, теперь Иван Федотов, сопровождаемый проникновенной песней Нины Бродской. Повисла атмосфера абсолютного желания отложить все дела и полностью погрузиться в происходящее. Казалось, вот-вот на экране развернется нечто грандиозное, поражающее воображение и оставляющее неизгладимый след. Первые эпизоды притягивали, словно магнит, удерживая в плену внимание зрителя. Я, поддавшись этому очарованию, уютно расположилась и с нетерпением готовилась к визуальному наслаждению.
Первые минуты представили собой мощные, динамичные эпизоды, отличное начало, и всё это смотрелось великолепно. Интересная сцена в гостинице, интригующая ситуация у вокзала, последующее появление милиции – всё это подано с яркой позитивной окраской. Ненавязчивый юмор, непринужденность повествования, приятная атмосфера создавали ощущение комфорта. Однако, довольно скоро на горизонте начали проступать признаки перемен, и они оказались не в лучшую сторону.
Неопределенность и тревога стали зарождаться с появлением не слишком гостеприимного сержанта, что породило первые сомнения. Появление персонажа Станислава Садольского лишь усугубило положение. К этой уже шаткой конструкции добавилась несравненная тетя Глаша, блистательно сыгранная Валентиной Сперентовой, что лишь усложнило ситуацию.
Сюжет, казалось, застыл в пространстве, утратив импульс развития, словно стоя на месте. Не происходило никаких ярких, интригующих событий, не возникало ощущения движения вперед. Возникал вопрос: как так вышло, ведь начало было столь мощным и многообещающим? Попытка понять происходящее казалась сложной задачей, ведь сюжет, по сути, довольно прост и прозрачен. Главное – понять, кто такой Гера Коробков и куда он движется. Для этого не требуется много времени, но создатели, по всей видимости, решили намеренно растянуть этот момент. С какой же целью? Ведь в этом эпизоде нет и намека на юмор или забаву, а попытка создать что-то стоящее, судя по всему, не увенчалась успехом. Размусоливание и затягивание действия теряло всякий смысл, попросту портило такое прекрасное и эффектное начало.
Описать дальнейшие мои переживания просто не могу, потому что сама с трудом осознавала, насколько сильно желаю досмотреть фильм до конца или же прекратить просмотр на данном этапе. В фильме должна быть постоянная динамика, неожиданные и запоминающиеся события, тем более, у главного героя всего три дня в распоряжении! Однако создатели картины придерживались собственного мнения и не планировали спешить. Наше внимание привлекала каждая деталь, каждое слово, каждая реплика, всё это анализировалось, разбиралось и доводилось до полного понимания, настолько, что просто не оставалось сил продолжать просмотр.
Как же так вышло? Ведь задумка была великолепна, актерский состав подобран с исключительным вкусом, музыкальное сопровождение – превосходно, атмосфера – чудесна, а в итоге всё было испорчено! Художники даже умудрились странно интерпретировать смысл песни, и на протяжении некоторого времени я даже не могла понять, о чём она повествует.
Я искренне ждала, надеялась, что хотя бы к финалу сюжет станет динамичнее и понятнее, но, увы, ничто не сдвинулось с мертвой точки. Что это было за кино, какую историю оно пыталось донести? Лично я, несмотря на все усилия, так и не смогла разгадать эту загадку.