## "Запомни, принцесса, или тайна бабушкиной шкатулки": погружение в детские страхи и отзвуки эпохи
Недавно вновь пересмотрел спектакль «Запомни, принцесса, или тайна бабушкиной шкатулки» – постановку, которая в девяностых годах вызвала настоящий переполох среди юных зрителей. И, признаюсь, даже спустя годы, я ощутил прежнюю тревогу и легкий озноб. Этот спектакль – не просто развлечение, это портал в мир детских страхов, оформленный талантливой режиссурой и проникнутым тонкой, завораживающей атмосферой.
На форуме, посвященном детским фобиям, я наткнулся на оживленное обсуждение этой постановки, и желание вновь окунуться в пережитые эмоции оказалось сильнее сопротивления. Андрей Князьков, создатель этого спектакля, открыто признавался, что поражен реакцией зрителей и не ожидал столь бурной реакции, учитывая, что работа была отмечена множеством наград. Но, как режиссер, понимающий природу воздействия искусства на зрителя, он, вероятно, знает, что самые сильные впечатления часто рождаются в зоне дискомфорта.
Я с глубоким уважением отношусь к творчеству Князькова – возможно, отчасти из-за личной связи: в детстве я увлекался изготовлением игрушек и любил посещать кукольные спектакли, даже мои родители мастерили мне кукол на ниточках. Телевизионные программы, способные напугать, не были редкостью, особенно вспоминается фильм "Кукла Чаки" – настоящая сенсация!
Спектакль не является типичным хоррором, но создает ощущение неотвратимости, атмосферу тревожного предчувствия. Взрослые, возможно, сейчас посмеются над тем, как сильно мы боялись в детстве, но для юного зрителя, не обремененного рациональным мышлением, те образы казались вполне реальной угрозой. Помню, я прикрывал лицо ладонями, не в силах отвести взгляд от происходящего на сцене, завороженный одновременно страхом и любопытством.
Самое сильное впечатление производит сцена, где бабушка предупреждает о непересекаемой черте. Детский разум, еще не способный к сложным абстракциям, не сразу может понять, о чем идет речь. В моих воспоминаниях эта фраза не вызвала ассоциаций с послушанием старших или соблюдением правил. Будучи совсем юным, я просто не смог осмыслить ее. Нельзя не отметить великолепную работу художников, создавших запоминающийся, эксцентричный стиль кукол – его уникальность сложно переоценить.
Мы погружаемся в мир, одновременно притягательный и отталкивающий, в мир, где царит зловещая атмосфера. Безусловно, сердце сжимается за судьбу девочки, ведь ее ждет неизвестность, возможное расставание с близкими и родным миром. Злая ведьма способна лишить ее всего, что ей дорого. Причины, приведшие ее в этот жуткий мир, вы, несомненно, раскроете самостоятельно.
Музыкальное сопровождение идеально соответствует общему настроению спектакля – нагнетающее, тревожное, заставляющее трепетать от страха. Оформление, выполненное с исключительным мастерством, создает ощущение красоты, сочетающейся с жутким предчувствием.
Несмотря на это, я не стану показывать этот спектакль своей дочери, она еще слишком мала и может испугаться. В силу того, что ее воспитывают в более щадящем режиме: мы даже избегаем некоторых сказок из-за жестокости, проявляемой героями. Воспитание в моей семье было совсем иным, лишенным некоторой мягкости, что было типично для эпохи, когда родители работали не покладая рук на тяжелых работах: стиральные машины были ручные, а зарплаты задерживали у бюджетников. Мои родители работали на скорой помощи, а девяностые были периодом постоянных сует и переживаний.
Безусловно, в спектакле заложен глубокий смысл, но он подан по-советски жестко, слишком завуалировано для детского восприятия. И это триллер, который оставляет множество нерешенных вопросов. Почему бабушка, зная о страшной силе и тайне шкатулки, не спрятала ее подальше? Откуда она вообще взялась?
Работа выполнена на высочайшем уровне, и просмотр оставил неизгладимое впечатление. Однако, я не рекомендовал бы его для просмотра детям. Воспитание и формирование нравственных ориентиров можно осуществлять и с помощью других примеров. Здесь же все облечено в театральную, литературную форму, предназначенную, скорее, для взрослой аудитории.