## Забытый рай: История о надежде и отчаянии на разделенном Кипре
В северной части Кипра, на территории, разделенной между греческими и турецкими военными патрулями, затерялась небольшая турецко-кипрская деревушка. Здесь, в тихой атмосфере традиционного быта, живут Рейхан и Хурей, две подруги, полные юношеских надежд и мечтаний. Они посещают местную школу, веря в беззаботное будущее, протянутое перед ними словно солнечный день. Однако идиллия хрупка и недолговечна. Жизнь школьниц, светлая и безмятежная, вот-вот будет грубо оборвана предписанной судьбе традицией: их отцы намерены выдать их замуж. И возраст девочек повергает в ужас – Рейхан тринадцать, а Хурей – всего четырнадцать лет.
Фильм, снятый режиссером Эрханом Козанамом, представляет собой болезненный портрет давно укоренившейся традиции, тщательно изученной им на протяжении многих лет. Для жителей кипрской деревни она является неотъемлемой частью семейного уклада, своего рода негласным договором, поддерживающим единство и защищающим от внешнего мира. В их понимании, любой незнакомец может таить в себе угрозу, поэтому сохранение чистоты рода и ограждение от нежелательного влияния – важнейшие задачи. Именно поэтому Ферхат, отец Рейхан, с устрашающей строгостью запрещает дочери даже разговаривать с Халилом, сыном турецких эмигрантов, учащимся с ней в школе.
Современный мир, с его ценностями свободы и личного выбора, по-другому воспринимает подобные обычаи. Для нас они кажутся дикими и немыслимыми, требующими пересмотра. Жизнь в кипрской деревушке пронизана патриархальными устоями: мужчины, укрывшись в тени местного кафе, увлеченно играют в нарды и обмениваются шутками, а женщины вынуждены оставаться дома, посвятив себя заботе о детях и поддержанию домашнего очага. Любая попытка бросить вызов этому порядку жестоко подавляется. Рейхан и ее мать, Бенек, познали это на собственном горьком опыте, попытавшись противостоять этой бесчеловечной традиции. Это лишь раззавело гнев Ферхата, который с силой уводит их домой, обвиняя в позоре для всей семьи. Его нетерпимость к неудовольствиям достигает пика, и он решает насильно выдать дочь замуж в тот же день.
В своей работе режиссер Козанам демонстрирует, что практика детских браков, особенно заключающихся между родственниками, не ограничивается территорией Кипра. Родители Халила совершают неожиданное открытие: они оказываются кровными родственниками – двоюродными братом и сестрой. Эта генеалогическая связь становится источником опасного наследственного заболевания, которое передается по наследству и, увы, затронуло и Халила. Врач больницы, с чувством сочувствия и осуждения, обвиняет семью в случившемся. Но не так ли они просто жертвы традиции, заложники обстоятельств, не имеющие возможности повлиять на свою судьбу?
Фильм завершается тяжелым, давящим финалом. Рейхан, словно обреченная на служение, насильно выдана замуж за мужчину, вдвое старше ее. Ей предстоит пережить унизительный обряд вступления в супружеский союз. В отчаянной попытке вырваться из плена, она бежит через кипрско-турецкую границу, переходя на кипрско-греческую территорию. Однако и здесь ее поджидает новая, еще более болезненная реальность, словно сама судьба не желает ей покоя. Несмотря на кажущуюся возможность новой жизни, ее будущее кажется разрушенным.
Почему был снят столь мрачный, тяжелый фильм, в финале которого звучит печальная мелодия и голос Рейхан? Разве можно оправдать показ столь отрезвляющего портрета человеческой трагедии? Возможно, чтобы напомнить нам о хрупкости человеческих ценностей и о том, что каждый из нас имеет право на свободный выбор и достойную жизнь. И если эта свобода отнимается, то необходимо бороться за свои права любыми возможными путями, даже если это потребует отваги и самопожертвования. Это мощный, эмоциональный, драматичный и печальный сериал, который не оставит равнодушным ни одного зрителя, но и требует от него определенной душевной зрелости.