## Робин Гуд: Ностальгия, Разочарование и Фантасмагорический Шервуд
Нельзя не признать, что британская экранизация легенды о Робине Гуде занимает особое место в истории кинематографа. Для зрителей Советского Союза, выросших в эпоху трансляций на центральном телевидении в середине восьмидесятых, этот сериал стал настоящим откровением. В эпоху дефицита зарубежных фильмов, даже ребенок мог оценить масштабность и зрелищность постановки. Голубые плащи стражников, блеск тяжелых кольчуг, целая армия благородных разбойников под предводительством Робина – все это вызывало неподдельный восторг и предвещало нечто необыкновенное.
Погружаясь в воспоминания, решил вновь пересмотреть эту культовую картину. К сожалению, наивные детские иллюзии рассеялись без следа, словно туман под лучами солнца. Идеализированные образы обернулись очевидными нестыковками. Кольчуги оказались изготовлены из резины (хотя это, несомненно, предпочтительнее, чем наивное окрашивание водолазки в серебряный цвет), а грозные солдаты из Ноттингема, некогда внушавшие трепет, выглядели теперь комично и нелепо, словно персонажи театра абсурда. Сам же Робин Гуд предстал перед глазами не легендарным героем, а скорее обаятельным юношей в нелепом трико.
Разумеется, для понимания контекста создания сериала необходимо учитывать предшествующие события. Наиболее вероятным является то, что экранизация легенды о Робине Гуде стала прямым ответом на ошеломительный успех фильма «Экскалибур», снятого теми же британскими кинематографистами в начале восьмидесятых. Попытка воплотить на экране историю о короле Артуре в жанре фэнтези на тот момент была практически невозможной, однако создатели, несмотря на трудности, стремились к амбициозной цели.
В результате получилась своеобразная эклектика: симбиоз черных магов, Ричарда Львиное сердце, кельтских богов, европейских некромантов, шерифа и Гая Гисборна. Впрочем, подобный подход, вопреки всем опасениям, обернулся неожиданно оригинальным и даже привлекательным решением.
Среди явных достоинств сериала – безусловно, удачный подбор актерского состава. Особого внимания заслуживают отрицательные персонажи. Шериф Ноттингема – воплощение отвратительности и лицемерия, при этом он является ключевой фигурой во многих драматических эпизодах. Гай Гисборн, в исполнении талантливого актера, вызывает искреннее сочувствие на протяжении всего фильма. Черный барон, колдун и некромант, предстает перед зрителем как один из самых ярких и запоминающихся персонажей.
Следует выразить благодарность сценаристам за дерзкую и запоминающуюся сцену, в которой монашки-сатанистки с помощью магической книги пытаются призвать Люцифера. Непонятно, какие мотивы руководили авторами при написании этого фрагмента, но результат превзошел все ожидания. Не меньшим успехом удалась работа над образом Ричарда, представленного как циничный и корыстолюбивый персонаж, безжалостно эксплуатирующий народ. Музыкальное сопровождение также внесло значительный вклад в создание нужной атмосферы.
Однако, у картины есть и свои недостатки. Главный из них – Робин Гуд, воплощенный обаятельным и симпатичным юношей с длинными волосами и выразительными глазами. Несомненно, актер проявил себя с положительной стороны, но, к сожалению, ему не хватило харизмы, чтобы убедительно сыграть лидера шайки благородных разбойников.
В частности, озадачивает его совершенно необъяснимая феноменальность. Умение стрелять из лука можно, в какой-то мере, оправдать, но откуда он вдруг приобрел столь превосходные навыки владения мечом, если большую часть своей жизни провел у мельника? Он без труда побеждает не только сэра Гая, но и всех его солдат, несмотря на их многолетний опыт владения оружием. И это касается не только самого Робина, но и всей его шайки, состоящей из браконьеров и крестьян, которые, вопреки всем законам физики и логики, одерживают верх над опытными воинами.
Невозможно не отметить и странности, окружающие девушку Мэриан, которая словно по секрету прячет в кустах Шервуда косметический салон с парикмахером и массажистом. Не меньшим удивлением является ее невероятная меткость в стрельбе из лука, позволяющая ей поражать цели с неимоверной точностью – вероятно, это семейная черта. Остальные участники шайки также демонстрируют впечатляющие навыки обращения с луком, превосходящие по своим возможностям даже самых опытных лучников.
Армия шерифа, облаченная в голубые плащи, заслуживает отдельного обсуждения. За время действия сериала их погибло столько, что их число невозможно подсчитать. Они падают с неба, словно подстреленные птицы, что позволяет сравнить их с гвардейцами кардинала из «Мушкетеров». Шериф, демонстрируя поразительное безрассудство, отправляет их в лес небольшими группами, словно нарочно предоставляя разбойникам легкую добычу. Лишь однажды он решился собрать несколько сотен человек и прочесать Шервудский лес.
При этом, солдаты облачены в доспехи, которые пробивает не только стрела и меч, но и перочинный нож. Меткость лучников поражает воображение, каждая стрела достигает цели с неимоверной точностью. Примечательно, что среди солдат шерифа отсутствуют лучники, а арбалетчики постоянно приближаются на расстояние выстрела из лука, хотя и могли бы эффективно поражать цели с более дальнего расстояния.
Нельзя не обратить внимание и на луки, которые представляют собой впечатляющие конструкции длиной почти в человеческий рост, требующие годы упорных тренировок для освоения. Оружие, используемое Робином Гудом, даже луком назвать сложно. Что касается шайки разбойников – Робин и его небольшая команда патрулируют несколько окрестных деревень, при этом их слава достигает даже самого Ричарда. Однако, ни к кому не приходит ни одного нового товарища. За весь сериал, лишь несколько человек, в том числе женщина с ребенком, решаются присоединиться к ним. Похоже, что создатели фильма были вынуждены сэкономить на массовке.
О битвах лучше вообще не говорить. Мало того, что доспехи можно проткнуть чем угодно, но отряд разбойников, вооруженный луками, постоянно вступает в рукопашную схватку с тяжеловооруженными рыцарями и, при этом, умудряется убивать сотни врагов, практически не неся потерь. Лишь схватка с рыцарями шерифа в замке Черного барона может быть расценена как относительно реалистичная. Именно после этого эпизода Робин потерял более половины своих людей. Непонятно, кто отвечал за военные действия в сериале. Также не совсем уместно было передавать в полной мере разговор Роберто и Марии из «Колокола» Хемингуэя при прощании Робина и Мэриан. Можно было придумать что-то более оригинальное.
Большинство из этих замечаний, конечно же, не стоит принимать всерьез, ведь речь идет о фэнтези. Однако, Робин Гуд постоянно переходит от реалистичного кино к фэнтези, что создает ощущение диссонанса и резкости. Если бы это была чисто фантастическая картина, такие вольности можно было бы простить. В целом, если не обращать внимания на некоторые аспекты, сериал оставляет вполне приятное впечатление.
В заключение стоит отметить, что сериал, несмотря на все недостатки, остается достаточно интересным и забавным, если смириться со всеми неточностями и не быть слишком придирчивым. Два из трех сезонов вполне можно смотреть с удовольствием, а вот третий - на любителя. Впрочем, идеальный фильм, раскрывающий тему Робина Гуда и его разбойников, еще не создан, за исключением, пожалуй, «Парней в трико». Робин и Мэриан, сыгранные Коннери и Хепберн, навсегда останутся в пантеоне легендарных киногероев, но не смогли стать эталоном, к которому можно было бы стремиться. Но если сравнивать с последней картиной Ридли Скотта, то Робин из Шервуда, несомненно, лучше.
7 из 10
Что возможно сотворить, опираясь на ту легенду, что стала не просто известной, а уже практически общепризнанной в наши дни? На этот вопрос, вероятно, наиболее полным ответом располагают создатели данного телесериала. Они продемонстрировали поразительную смелость, позволив себе невероятный полет фантазии, щедро вплетая в канву повествования элементы народных сказаний и древних верований. Местами, возможно, с некоторой натяжкой, но с энтузиазмом, они интегрировали эпизоды, лишь отдаленно связанные с основной сюжетной линией, а также смело использовали повторения сюжетных ходов и тропов, что в конечном итоге позволило создать совершенно новый, нетривиальный образ народного богатыря.
В роли главного антагониста ему противостоит не просто шериф Ноттингема, но и воплощение злой силы, переплетение родовых проклятий и древних, позабытых злодеев. Сериал, безусловно, должен понравиться прежде всего приверженцам жанра фэнтези, ведь его суть неразрывно связана с мистическим, сверхъестественным. Робин, или, скорее, Робины (ведь в телесериале их представлено два персонажа), не просто сыновья, а, что значительно важнее, потомки языческого бога-охотника, Хорна, обретающие отцовство уже после осознания своей божественной природы и обретения своей истинной роли.
Телевизионный проект обладает невероятной красотой и проникновенной романтикой, а музыкальное сопровождение, созданное знаменитой ирландской группой Clannad, способно перенести зрителя в совершенно иное, неземное измерение. Однако, присутствует и небольшой, но ощутимый недостаток: сериал не всегда в полной мере соответствует ожиданиям тех, кто уже знаком с оригинальным эпосом. Требуется определенное время, чтобы перестроить свои представления и адаптироваться к новому прочтению классической истории – и это, безусловно, может вызвать некоторую досаду.
В целом, не существует никаких препятствий для того, чтобы переосмыслить этот телесериал еще раз, и это особенно ценно, поскольку речь идет об одном из тех редких случаев, когда обновление сюжета не просто желательно, а крайне необходимо, чтобы полностью раскрыть потенциал повествования и удовлетворить растущий интерес аудитории. Возможность увидеть историю в новом свете, с учетом современных тенденций и более глубокого понимания первоисточников, – это драгоценный дар для любого поклонника фэнтези.