## "Бесконечность": Зеркало Жизни, Отраженное в Эмоциях
В мире кинематографа нередки развлекательные проекты, призванные лишь на время отвлечь зрителя от повседневности. Однако "Бесконечность" Марлена Хуциева – это не развлечение, а констатация факта, погружение в реальность, лишенную прикрас и наигранности. Это история, пропитанная ощущением прожитой жизни, ее неизбежной хрупкости, напоминающая судьбу человека, чье корыто разбито штормом, и попытки склеить осколки уже не кажутся убедительными – ни лучше, ни хуже, просто как данность.
Жизнь главного героя предстает перед нами как череда возможностей, которые упущены, потенциал, который исчерпан, состояние, когда ты готов отдавать, но не ждешь взаимности. Попытки объяснить это явление, найти рациональное зерно, словно поиск истины в хаосе пустых коробок, кажутся бессмысленными. Это похоже на столкновение с чужой культурой, на попытку понять замысел режиссера, создавшего фильм, неподвластный твоему привычному восприятию. Непонимание – это не признак слабости, а скорее индикатор того, что мы отказываемся расширять границы своего мира. И когда культура меняется, меняется и восприятие самой жизни, ее сущности.
"Бесконечность" – это не просто артхаусное произведение, это глубокая философская работа, пронизанная психологическими нюансами. Мы не просто наблюдаем за происходящим на экране, мы переживаем это на разных уровнях, используя свой личный опыт и ассоциации, возникающие из мельчайших деталей. Это работает безошибочно, будто настоящее волшебство. В способности так тонко, деликатно, через визуальные образы, коснуться самых сокровенных струн души – и кроется истинная ценность. Объяснения здесь излишни. Каждый зритель найдет в этом фильме собственное отражение, проверит его на соответствие своему личному камертону. Именно так формируется общность восприятия, передающаяся от мастера до ученика. Неужели не в этом заключаются истоки настоящей классики? Не в способности говорить о простом таким образом, чтобы оно затронуло самые потаенные уголки души? Истину, как правило, обнаруживают в простоте, но не следует путать ее с односложностью. Подлинный талант заключается в способности показать многогранность и сложность жизни через призму кажущейся простоты.
Нельзя сказать, что все фильмы советской эпохи вызывают у меня однозначно положительные эмоции. Я не терплю пропаганды, наигранности, фальши. Однако здесь все это отсутствует. Если вас интересует глубинное осмысление бытия, то этот проект непременно найдет отклик в вашей душе. Да, ощущается печаль, но нельзя отрицать, что многие аспекты жизни наполнены сложными, неоднозначными чувствами, не всегда радостными и беззаботными. То, что кажется затянутым, часто лишь свидетельствует о том, что история не соответствует нашим ожиданиям. В этом проекте же кажущаяся затянутость является неотъемлемой частью образа жизни главного героя, отражением его судьбы, его мироощущения. Мы проникаемся его историей, которая, в свою очередь, является результатом целенаправленной подачи материала автором.
Актерский состав подобран с особой тщательностью, без привлечения звезд первой величины, чтобы не отвлекать внимание от главного – от глубины переживаний. Отсутствие профессиональной актерской подготовки лишь идет на пользу, позволяя актерам быть максимально искренними, свободными от навязанных шаблонов. Игра в данном случае была бы лишней; важнее всего – отсутствие игры, естественность, подлинность. Именно этого добивался Марлен Мартынович. Жизнь не требует игры; ценность фильма заключается в самой подлинности, в отражении этой подлинности.
Фильм не претендует на то, чтобы научить чему-то. Жизнь не учит нас напрямую, но ее можно почувствовать, можно ощутить общность, убедиться, что ты не одинок в своих переживаниях. Даже самые простые предметы, запечатленные в кадре, лишенные динамики, создают напряжение, генерируют переживания, обогащают зрительский опыт. И это впечатляет. Способ донести замысел через личный, прожитый опыт не нов, но бесспорно эффективен. Через микрокосм отдельного человека открывается панорама большого мира, светящийся луч надежды.
Этот проект был создан с душой. Опыт Хуциева позволил ему передать свои ощущения таким образом, чтобы они нашло отклик в сердцах других людей. Такие картины заслуживают уважения, требуют внимательного просмотра. Критика некоторых зрителей кажется мне непродуктивной. Именно поэтому я решил поделиться своим видением этого фильма, ведь обладая собственным жизненным опытом, можно научиться видеть шире. Кто-то живет, и у него есть ощущение понимания устройства жизни, а кто-то ощущает ее отрывочными вспышками. Речь идет о мировоззрении, об извечной загадке человеческого бытия. В определенный момент человек перестает быть равнодушным к окружающему миру.
Некоторые считают этот фильм пессимистичным, но я склонен видеть в нем отражение реальности. Для кого-то пустота, утрата, воспоминания о прошлом – это источник пессимизма. Другие считают, что просмотр подобной картины – это погружение в кислую тоску. Однако проблема, скорее, в недостаточном жизненном опыте. Только пройдя через испытания, можно сформировать зрелое отношение к жизни и смерти. Молодым людям подобный фильм может показаться тяжеловесным, но, как говорится, можно думать о вещах, но не погружаться в них. Этот фильм требует особого настроя, определенного состояния души. У каждого наступает период, когда закрывать глаза на происходящее становится невозможно.
Этот фильм предназначен для определенной категории зрителей, для всех он не мог бы быть. Не потому, что кто-то глуп или недостоин его, а потому, что к этому нужно прийти, многое пережить. Впрочем, немало было фильмов, где главные герои возвращались в прошлое, пытаясь изменить ход событий. Некоторые утверждают, что в фильме нет глубины. Но тот, кто прожил жизнь, видит смысл в восходе и закате, а зритель, оценивающий лишь поверхность, замечает не красоту рамки, а то, что находится внутри. Суть важнее формы. Это дело восприятия. Не стоит жаловаться на вкус сметаны, если она белая. То же самое можно сказать и о критике этого проекта – она кажется мне не столько ошибочной (каждый имеет право на свое мнение), сколько проистекает из непонимания сути.
Я смотрел фильм и сразу же чувствовал знакомые черты, мельчайшие детали, все, в принципе, было узнаваемо. Ощущение, будто ты смотришь на само бытие. Что изменится, если ты будешь или не будешь? Время прошло, но есть ли желание вернуться туда? Хуциеву прекрасно удается передать ощущения души, которая является нашим инструментом, а фильм – это нотный стан, который нужно уметь читать. Умение читать эти ноты – вот что такое восприятие. История проста, но нужно уметь настроиться. "Бесконечность" – это прекрасная, глубокая и осмысленная работа, часть самой жизни.