В сфере развлечений давно сложился неоспоримый принцип: зритель, в конечном счете, определяет ценность продукта, щедро оплачивая доступ к тем историям, которые его волнуют. Для кого-то – это захватывающее переплетение сюжетных линий, заставляющее трепетать от напряжения, для других – это возможность соприкоснуться с жизнью и творчеством любимых актеров. Именно эта потребность порождает невероятное разнообразие кинопроектов – от глубоко проработанных эпопей до биографических фильмов, посвященных культовым личностям. И, конечно, не обходится без работ, которые обращены к внутренней кухне кинопроизводства, раскрывая закулисные перипетии и сложные взаимоотношения, возникающие во время создания ленты. В этом ряду выделяется проект "Двойка", погружающий в интригующую эпоху, когда группа людей стремилась к финансовому успеху, эксплуатируя весьма специфический сегмент индустрии развлечений – производство порнографических фильмов.
Над фильмом нависла тень десятилетия, ознаменовавшегося волной либерализации нравов и глубоких социокультурных сдвигов, последовавших за бурной сексуальной революцией. Влияние этого периода, наряду с появлением доступной персональной видеотехники, существенно облегчило распространение контента, ранее находившегося под строгим контролем. Именно этот коктейль факторов привел к массовому распространению эротических и порнографических лент, прежде всего, на западе, ознаменовав новый виток в развитии индустрии развлечений.
И сегодня не утихают дебаты о моральной допустимости производства и потребления подобного рода контента, о его влиянии на общество и нравственность. В те годы же, однако, все это казалось не только новым, но и вызывающе смелым, вырывающимся за рамки устоявшихся норм. Эта новизна и спровоцировала бум: киностудии, специализирующиеся на производстве эротических фильмов, начали расти как грибы после дождя. Некоторые из них достигли небывалого успеха, обретя огромную популярность и влияние, в то время как судьба других оказалась трагичной и разрушительной, сломав жизни многих людей, вовлеченных в этот мир – вспомним хотя бы историю Джона Холмса. Создатели проекта "Двойка" в своей работе стремились показать реалистичную картину мира порнозвезд, их непростые взаимоотношения, а также атмосферу студий, предоставляющих им работу и определяющих их судьбы. Первоначальный триумф сменился стремительным падением, когда над миром нависла угроза эпидемии СПИДа, внезапно перевернувшей устоявшийся порядок вещей. Взлет был головокружительным, а падение – болезненным и бесповоротным.
Проект не вызвал во мне однозначного впечатления. Если в нем и присутствует некий скрытый смысл, то он лежит на поверхности: всё, что противоречит естественному ходу вещей, обречено на неизбежный крах. Посмотреть стоит, но не стоит ожидать от просмотра глубокого удовольствия или откровений. Скорее, это погружение в эпоху, требующее определенной подготовки и критического осмысления.
Многие зрители, полагаю, разделят мою точку зрения: этот телесериал – истинное интеллектуальное удовольствие, не лишенное своеобразной ностальгии по ушедшей эпохе. Пытаться вместить его в рамки одного жанра представляется, скорее, затруднительной задачей. Хотя официально он позиционируется как драматическая история, в нем практически не встречается те драматические переплетения, к которым мы привыкли. Дэвид Саймон, подобно своей работе несколько лет назад, "Триме", создал на экране сложную мозаику любовных связей, искусно переплетая судьбы множества персонажей, привязанных к конкретным географическим координатам и временному отрезку.
"Двойка" – это, несомненно, успешный проект, и если рассматривать его с точки зрения визуального оформления, то он вызывает восхищение. Безупречный дизайн костюмов, продуманные до мелочей фоновые планы, стилистика, предельно точно воспроизводящая атмосферу эпохи – все это создает неповторимый эффект погружения. Однако, поистине впечатляющим оказалось обращение к колоритной африканской палитре, где причудливо переплетаются судьбы сводничества и интриг. Уникальность концепции сериала позволяет без прикрас раскрыть тему интимных отношений, при этом демонстрируя это с поразительной реалистичностью, избегая вульгарности и излишней сентиментальности.
Мастерство Дэвида Саймона позволило органично вплести в канву повествования фигуры криминальных авторитетов, поражающие своей чувственностью и властностью, довольных жизнью продажных полицейских, чьи сложные взаимоотношения с представительницами полусвета добавляют повествованию дополнительный слой реализма. Нельзя не отметить игру Джеймса Франко, который, на мой взгляд, блестяще вжился в свою необычную роль, избежав переигрывания, что можно сказать и о других актерах. В то же время, я считаю, что добавление персонажа-близнеца было излишним, поскольку его характер практически повторял характер, воплощенный Джеймсом Франко. Касательно исполнения женской роли Мэгги Джиленхолл, я воздержусь от комментариев. Лично для меня, её героиня не вызывает эстетического восторга, и я благодарен актрисе за то, что она не стала делать акцент на внешности своей персонажи.
Несмотря на все вышесказанное, я вынужден констатировать, что, на мой взгляд, этот фильм не оправдал ожиданий. Он ощущается несколько лишенным эмоциональной глубины, и драматизм, как таковой, в нем практически отсутствует, что делает просмотр несколько пресным.