## "Get Smart": Сатира на шпионский жанр, родившаяся в эпоху холодной войны
В середине шестидесятых годов, на фоне бурного развития телевизионной индустрии и ожесточённого противостояния двух сверхдержав, на экранах Америки появился комедийный сериал, который навсегда изменил представление о шпионских боевиках. "Get Smart" – остроумная и вычурная пародия на жанр секретных агентов, насмешливо переосмыслившая тропы и клише, столь популярные в эпоху холодной войны.
Идея этого инновационного проекта родилась в результате мозгового штурма группы талантливых сценаристов: Брукса, Султана, Розена, Штерна и Зюскинда. Они вдохновились феноменальным успехом телесериала «Человек от Д.Я.Д.И.», ставшего настоящим хитом, и к созданию которого приложил руку сам Ян Флеминг, автор знаменитого Джеймса Бонда. В то время этот сериал, с его драматическими перипетиями и харизматичными шпионскими двойниками – американским Наполеоном Соло и советским Илю Куракиным, исполненными Робертом Воном и Дэвидом МакКалумом соответственно – завоевал сердца зрителей.
Мэл Брукс, еврейско-американский комик и ветеран «борщового пояса», известный своими остроумными комедиями и фильмом "12 стульев", снятым по мотивам произведений Ильфа и Петрова, решил пойти по следам своего предшественника, но сделать это в совершенно ином ключе – с юмором и сатирой. Так и появились две секретные организации, противопоставленные друг другу: правительственный контрразведывательный центр, получивший название CONTROL, и зловещая шпионская сеть, именуемая KAOS. Началась комичная, абсурдная и по-своему трагикомичная борьба между Добром и Злом, где высмеивались серьезные геополитические реалии.
Для реализации этого смелого замысла требовался запоминающийся главный герой, его неотразимая партнерша, строгий начальник и, конечно, неуклюжий помощник.
Максвелл «Агент 86» Смарт, чья фамилия служила источником постоянных каламбуров, являлся воплощением комического некомпетентности, несмотря на свой громкий титул. Отыгравший эту роль Дональд Ярми (более известный как Дон Адамс), ветеран Второй мировой войны, бывший инструктор морской пехоты и начинающий актёр, сумел создать образ, покоривший сердца миллионов зрителей.
Его верная спутница, Агент «99», чьё имя, как и фамилия, подчёркивало её безупречный образ, была блестяще воплощена начинающей актрисой, бывшей моделью и победительницей конкурса талантов, Барбарой Фелдон.
Не менее ярким был и Тадеуш, он же Гарольд Кларк, шеф Максвелла Смарта – терпеливый и уравновешенный человек, блестяще сыгранный Эдвардом Платтом, бродвейским театральным актёром, оперным певцом, лыжником и прыгуном с трамплина. И, конечно же, не забыт и агент «Лэреби» – Роберт Карвелас, непрофессиональный актёр, биржевой торговец, попавший на съёмочную площадку благодаря знакомству. Ирония судьбы заключалась в том, что матерей Карвеласа и Адамса связывало родство.
Для создания аутентичного образа секретного агента требовалось соответствующее оснащение. Телефон в ботинке, инновационный "Конус тишины", секретный набор и, как издевательский штрих, суицидную пилюлю, сменяющую свой вкус каждый месяц, - все это добавляло юмористическую нотку в шпионский антураж.
Небольшой заминка возникла с автомобилями. В первоначальной, черно-белой серии, в духе Джеймса Бонда, Макса одарили эксклюзивным автомобилем – в первом кадре он сидел за рулем элегантной открытой "Феррари" 250 PF Spider модели 1961 года.
Однако режиссёры и сценаристы поняли, что для комедийного жанра такая роскошь неуместна. Слишком сложную вещь трудно высмеять, и зрители меньше будут ассоциировать себя с чрезмерно богатым героем. Так Максвелл Смарт получил свой первый автомобиль на "цветном экране" – более демократичный, хотя и ярко-красный, английский кабриолет «Sunbeam-Tiger». В последующие годы сериала этот автомобиль был заменен на синий немецкий кабриолет «Volkswagen Karmann-Ghia».
В заключительном, пятом сезоне, герой оказался за рулем европейского «Opel Grand Turismo». Переход сериала с канала NBC на CBS повлек за собой изменение владельца и спонсоров. Телекомпания CBS частично принадлежала американскому автомобильному концерну «General Motors», который, в свою очередь, владел немецкой автомобильной фирмой «Opel» и, конечно же, захотел использовать популярный сериал для рекламы своей новой модели. Так завершилась одна из самых забавных и успешных саг в истории телевидения, породившая целое поколение поклонников.
Безусловно, этот сериал представляет собой поистине новаторскую сатирическую зарисовку, вероятно, первую попытку пародирования харизматичного образа легендарного агента 007. В центре повествования – жизнь и будни Максвелла Смарта, агента 86, персонажа, сочетающего в себе поразительную неуклюжесть и непоколебимую уверенность в себе. Сюжет разворачивается в череде комичных ситуаций, в которые Макс и его соратники постоянно попадают, одаривая зрителя щедрыми порциями искрометного юмора.
Не стоит ошибочно принимать этот сериал за некое производное от остросюжетной киноленты 2008 года, несмотря на схожие элементы шпионской тематики. Сценаристический коллектив сериала полностью автономен и не имеет никакой связи с создателями упомянутой киноленты. По сути, проект представляет собой легкую, добродушную ироническую зарисовку, высмеивающую особенности послевоенной эпохи, охваченной атмосферой холодной войны, избегая при этом излишней мрачности и чернухи. Сериал деликатно, но метко подчеркивает абсурдность и бюрократизм той непростой исторической поры.
Актерский ансамбль заслуживает самых восторженных похвал. Каждый исполнитель безупречно воплощает своего персонажа, с поразительной точностью передавая мельчайшие нюансы характера и мотивы поведения. Невозможно заметить ни единой фальшивой ноты в их игре, что делает восприятие сериала особенно захватывающим.
Поэтому заявление режиссера полнометражной картины "Напряги извилины", утверждающего, что сериал был реализован ошибочно, а актеры демонстрируют лишь посредственный уровень мастерства, кажется не просто необъективным, а граничит с оскорблением. Подобное высказывание, адресованное авторам и исполнителям сериала, представляется не более чем бессмысленной провокацией, равносильной неуважению к их труду и творческому потенциалу. Это – оскорбительное проявление неумения признать чужое достоинство, своего рода осквернение памяти о создании увлекательного и оригинального проекта.
В этом сериале кроется нечто особенное – он пленит зрителя не мгновенно, а постепенно, словно раскрываясь перед ним, как сложный и многогранный цветок. Вместо стремительного погружения в водоворот событий, повествование разворачивается неспешно, позволяя зрителю проникнуться атмосферой, прочувствовать нюансы и постепенно осознать глубину задумки. Уже после просмотра нескольких первых эпизодов, возникает непреодолимое желание продолжить путешествие в мир, созданный авторами. Интрига набирает обороты, сплетаясь в хитросплетение тайн и загадок, а юмор становится более тонким, искренним и добродушным, согревая своим теплом. Это поистине классика, подкупающая своей продуманностью и глубиной.
Здесь можно найти множество искрометных острот, заставляющих от души смеяться, а также глубокие философские изречения, заставляющие задуматься о вечном. Сценаристы демонстрируют истинное мастерство, плетут паутину тонких намеков и неожиданных сюжетных поворотов, каждый из которых достоин внимания и внимательного анализа. Сериал не только развлекает, но и учит, вдохновляет, побуждает к саморефлексии и может стать ценным источником мудрости или просто полезными наблюдениями.
Сцена из диалога между героями особенно пронзительна и запоминается своей глубиной и неожиданностью:
– Макс, я впервые испытываю подобный страх.
– Первый раз вообще, или первый раз за сегодня?
– За все время нашей совместной работы.
– Послушай, 99, запомни, что я тебе скажу: трусость – это состояние человека, который боится проявить храбрость. А смельчак – это, по сути, тот же трус, который лишь не позволяет себе признавать свой страх, который не боится быть напуганным.
– Спасибо, Макс. Я буду хранить эти слова в сердце…
– Теперь и я буду помнить… : )
Эти строки, с их парадоксальной формулировкой, раскрывают суть человеческой природы, подталкивают к переосмыслению представлений о храбрости и трусости. Они являются не просто репликой, а настоящей жизненной философией, которая останется с вами надолго, заставляя пересматривать собственные убеждения и находить новые грани в понимании окружающего мира. Подобные моменты – вот что делает этот сериал не просто развлечением, а настоящим произведением искусства, способным тронуть самые сокровенные уголки души.