## "Леденящие душу приключения Сабрины": Переосмысление волшебной саги
Долгое время я откладывала знакомство с этой экранизацией, опасаясь, что переживания от первого просмотра "Сабрины – маленькой ведьмы" будут омрачены. Однако, приступив к просмотру "Леденящих душу приключения Сабрины" (ЛДПС), я убедилась, что сериал, несмотря на интригующее название, не представляет собой особого ужаса. Чтобы не упустить детали повествования, я ускоряла воспроизведение в озвучке Пифагор до 1.5x, а в моменты, когда дикция становилась нечеткой, снижала до 1.25x.
Особого внимания заслуживает актерский состав. Взрослые исполнители прекрасно справились со своими ролями, а молодое поколение не вызывает отторжения. Мишель Гомес, воплотившая Мисси из "Доктора Кто", внесла в сериал красок и очарования, а Миранда Отто, создавшая образ ведьмы на грани нервного срыва с неизменной сигаретой в руке, оказалась не менее яркой, чем Эовин из "Властелина Колец". И, конечно, появление Алексиса Денисофа, любимца поклонников "Баффи – истребительницы вампиров", стало настоящим подарком для сердца.
Первые два сезона, несмотря на ностальгии по школьным годам, оставили весьма приятное впечатление. Сюжет не поражает оригинальностью, однако развивается достаточно последовательно, затрагивая темы искушения и манипулирования, и выдержан особый весело-мрачный тон. Создатели проработали характеры персонажей с заметной тщательностью – в особенности радуют тетушки и загадочный Доктор Цербер. Даже странноватый общий стиль, сочетающий нелепые костюмы и удивительно красивые наряды, создает неповторимую атмосферу. Сериал не обходит стороной важные социальные вопросы, такие как самоидентификация и феминизм, хотя и с оговорками. К сожалению, зачастую социальные темы освещаются в виде шаблонных лозунгов, либо сценаристы предаются некоторой неадекватности в проявлении толерантности, например, в эпизоде с мужской раздевалкой на физкультуре.
На начальном этапе просмотра первых двух сезонов меня преследовала мысль о некой сатанинской ереси. Не будучи особо религиозным человеком, я ощущал нечто, отдаленно напоминающее богохульство. Однако, осознавая, что это нарочитое преувеличение призвано продемонстрировать нелепость и даже пугающую крайность фанатизма, а также показать, что слепое поклонение ни к чему хорошему не приведет, я немного успокоился.
Однако последующие сезоны, особенно четвертый, произвели совершенно иное впечатление, заставляя думать, что я оказался вовлечен в какую-то хаотичную ересь. События развивались непоследовательно, поступки персонажей не соответствовали их предыдущей мотивации, а общая мифология, казалось, была создана по принципу "сидите и сами додумывайте, как все это сочетается". Я с нетерпением ждала развития темы фамильяра Сабрины, предвкушая трогательные сцены спасения и взаимоподдержки, но даже их милые диалоги, когда Сабрина отвечала на неозвученные мысли Салема, превратились в монологи, напоминающие разговор с растением.
К сожалению, развитие персонажей в третьем и четвертом сезонах обернулось деградацией, вместо ожидаемого прогресса. Люцифер предстал перед нами беспомощным, капризным ребенком, Сабрина – избалованным дитем, а Ник – покорным псом. Лишь Фауст (Отец Блэквуд) сумел сохранить последовательность своего безумия. Близнецы же, казалось, были лишены индивидуальности, превратившись в декоративные элементы антуража. Непонятно, почему в видениях прошлого постоянно возникали два новорожденных ребенка: Сабрина и некий мини-Сатана с копытцами. Эта интригующая деталь так и осталась без объяснения, вызывая лишь дополнительные вопросы.
Отношения Сабрины и Харви в первом сезоне были показаны более реалистично, чем последующие романы. Кирнан Шипка словно утратила прежнюю харизму. В памяти всплывает сериал "Баффи – истребительница вампиров", где практически все любовные линии вызывали живой отклик. За игру актера, воплотившего Ника, претензий нет – он убедительно передал и страсть влюбленного, и жестокость, и холодную отстраненность заключенного. Остается загадкой, как заклятие обрывания связей с бывшими могло сработать. Древние/язычники были неплохо проработаны, особенно Пан, но не хватало прописанных верований и мотивации. Нагайна и ее танец даже не приблизились к культовому танцу Сальмы Хайек в фильме "От заката до рассвета". Неожиданно, внешне другая Нагайна (из "Фантастических тварей") постоянно напоминала мне Агату. Тема ангелов так и осталась нераскрытой. Новая мифология не только лишена убедительности, но и не имеет адекватного названия – кошмары/ужасы/бедствия обозначаются многозначными терминами, из-за чего в разных озвучках существует разное их толкование, и даже создатели сами не могут определиться с их классификацией. Музыкальный конкурс, в особенности песня "Бесовского клуба", звучала удивительно похоже на творчество Мумий Тролля, будто Илья Лагутенко принимал участие в написании саундтрека. Песня "Sweet Child o' Mine" в исполнении Сабрины была чрезмерно переоценена. Однако прошлые танцы в аду, наполненные энергией и весельем, были по-настоящему приятными.
При первом просмотре четвертого сезона возникло сумбурное впечатление. Первая серия натолкнула на ассоциации с девятой серией первого сезона "Доктора Кто" – в голове эхом отдавалась фраза "Are you my Mummy?". Решив исправить ситуацию, пересмотрел этот сезон в озвучке Lostfilm, однако некоторые моменты лишь прояснились, а финал так и не стал лучше. Считаю, что драматический финал в этом сериале неуместен. В "Сверхъестественном" подобный финал не стал бы неожиданностью, там всегда на грани ходили. Персонажи развивались, переоценивая приоритеты. Однако здесь, во-первых, необоснованно покинули сериал Сабрина и плюшевый Салем. Во-вторых, принципиальная и целеустремленная Сабрина первых сезонов неожиданно превратилась в поверхностную школьницу, а затем – в святую мученицу. Не показаны дальнейшие судьбы других персонажей. Последняя серия выглядит не финала сериала, а скорее финала сезона, с рядом оговорок.
В итоге, за первые два сезона я поставлю оценку 8 (за целостность повествования), третий – 7 (попытка сохранить тон, но уже видны признаки сумбура), четвертый – 6 (неразбериха, разочарованный финал, но были интересные моменты, плюс скидка на карантинные ограничения и пониженный бюджет).
Завершился показ проекта, который, несомненно, оставил глубокий след в сознании зрителей, посеяв зерна размышлений и вызвав бурю эмоций. Честно признаюсь, изначально я отнеслась к нему с изрядной долей сомнений и даже некоторой неприязни. Ведь, для многих из нас, детство и юность были неразрывно связаны с образом Сабрины, жизнерадостной и озорной "Сабрины - юной ведьмы", сериала, который щедро дарил нам тепло и искренний смех. Новый проект, в отличие от своего доброго и знакомого предшественника, показался чрезмерно темным, провокационным и ориентированным на специфическую аудиторию.
Вместо наивной и любопытной девушки, перед нами предстала дочь самого Люцифера, что, само по себе, уже представляло собой радикальный отход от привычной концепции. Первое знакомство со злодеем, представленным в обличии грозного зверя, порождало чувство тревоги и интриги, заставляло сердца зрителей биться чаще. Однако, трансформация Люцифера в человеческий облик лишила его былой устрашающей силы, рассеивая ауру мистической власти.
Сама Сабрина, в свою очередь, казалось, утратила чувство самоконтроля, щедро расходуя свои магические способности и пренебрегая мудрыми предостережениями. Помимо захватывающего волшебства, сериал отважно поднимал актуальные социальные вопросы, погружался в тонкости межличностных отношений, исследовал проблемы взросления и самоидентификации, освещая темные уголки человеческой души. С каждой новой главой нас увлекала в новые измерения магического мира, знакомила с таинственными существами и первобытными ужасами, раскрывая неисповедимые глубины вселенной.
И все же, несмотря на все пережитые испытания, на жертвы, принесенные ради спасения всего сущего, трагической иронией судьбы кажется, что героиня не получила заслуженного личного счастья в той степени, в которой ее искренние порывы и самоотверженность могли бы оправдать. В этом заключается, пожалуй, самое грустное и самое трогательное в этой захватывающей истории.
В целом, это была прекрасная, зрелая и глубоко прочувствованная история, но горькая сладость финала не может не оставить в душе легкую тень печали.
Завершилась история очаровательной юной волшебницы, чей путь к познанию магии и борьбе со злом был запечатлен в сериале "Леденящие душу приключения Сабрины". Не имея опыта знакомства с первоначальной комедийной интерпретацией, я подхожу к оценке этой версии как к самостоятельной и несомненно значимой работе.
Четвертый, финальный сезон, повествует о наступлении угрозы, нависшей над тихим городком Гриндейл – восьми кошмарным сущностям, жаждущим поглотить все живое. В центре противостояния оказывается юная ведьма Сабрина и ее верные товарищи, а также члены ковена, готовые рисковать всем, чтобы отразить надвигающуюся тьму. Каждая серия представляет собой отдельную схватку с одним из кошмаров, кульминацией которых стали две заключительные главы, объединенные в единое, захватывающее повествование.
Не могу не отметить, что в данном сезоне ощущается некоторая доля наивности. Таинственность, которая столь органично присутствовала в предыдущих сезонах, уступила место более распространенным, несколько упрощенным клише, характерным для подростковых проектов, транслируемых на телеканалах, ориентированных на молодую аудиторию. Концепция кошмарных существ, безусловно, содержала огромный потенциал, однако, по моему мнению, главные герои справлялись с этими, казалось бы, вселенскими злодеями, чересчур легко и без значительных усилий. Эта упрощенность несколько снижает драматическую напряженность и глубину повествования.
Завершающая серия, не оставившая места для двусмысленности, окончательно закрепила статус четвертого сезона как финальный аккорд в этой истории. Конечно, всегда существует вероятность кардинального изменения планов, и шанс, что к проекту привлекут сценаристов, способных вдохнуть новую жизнь в сагу, не исключен. Однако, информация о закрытии проекта уже подтверждена официальными источниками, что делает вероятность чуда минимальной.
"Леденящие душу приключения Сабрины" - это приятный и не перегружающий сознание сериал, идеально подходящий для молодой аудитории, с его неповторимыми "фишками" и харизматичными персонажами. Безусловно, огорчает завершение любого сериала, оставляющего после себя яркие впечатления и теплые воспоминания.
Моя личная оценка четвертого сезона составляет 6 из 10. В целом, сериал заслуживает оценки 7 из 10, как занимательное и легкое развлечение, оставившее приятное послевкусие.
Финальный аккорд – заключительный сезон, призванный завершить захватывающую историю, оказался под влиянием непредвиденных обстоятельств. С сожалением приходится признать, что глобальная пандемия внесла существенные коррективы в систему финансирования, и, к нашему глубокому разочарованию, проект "Сабрина" не удостоился поддержки, необходимой для продолжения.
Тем не менее, сериал, на протяжении всего своего существования, предлагал зрителю богатейшую палитру тем и мотивов, затрагивающих религиозные и мифологические пласты культуры. Переплетение христианских верований, древних практик Вуду и иудаизма, наряду с мифологическими образами – Зеленого человека, Горгоны, Банши, Голема (легендарного существа, сотворенного из глины в иудаической мифологии) и многих других, – неизменно вызывало живейший интерес и побуждало к собственным исследованиям. Зритель, очарованный повествованием, невольно отправлялся на поиски ответов, стремясь углубиться в изучение мифологии и религиозных учений, что, безусловно, является признаком высокого качества и интеллектуальной ценности произведения.
Над разработкой четвертого сезона, ставшего заключительным, трудились с особым рвением, предвидя новые, неожиданные сюжетные повороты и мистификации, связанные с фигурой Антихриста (ребенка Лилит), а также с появлением порождений Мучений и Страданий, чья судьба, каким-то образом, переплетена с течением времени. Осознание сложности и значимости этих элементов, в сочетании с обещанием зрелищных и драматичных событий, позволяет зрителям по праву возлагать на финальный сезон особые надежды и ожидания. Мы верим, что заключительный сезон станет кульминацией всего повествования, поражающим воображение обилием сюжетных линий, глубоким смыслом и неизгладимыми впечатлениями. Он должен оправдать ожидания зрителей, завороженных тайнами и загадками, раскрытыми на протяжении предыдущих сезонов, и стать достойным завершением этой уникальной и захватывающей истории.
Мое знакомство с этим сериалом случилось совершенно неожиданно – случайный взгляд на его страницу привлек мое внимание. Первые три сезона я посмотрела с невероятным воодушевлением, почти не отрываясь, погружаясь в захватывающий мир. Однако, с наступлением третьего сезона, восприятие стало сложнее, более неоднозначным.
Впереди ожидался ключевой сюжетный поворот, однако, несмотря на то, что сериал щедро насыщен отсылками к религиозным мотивам и мифологическим сюжетам, потенциал для их более глубокого раскрытия, на мой взгляд, был недостаточно реализован. Все элементы сезона, казалось, пронизаны этими аллюзиями, и, по моему мнению, их количество стало избыточным, отвлекая от основного повествования и перегружая восприятие.
Особенно удивил довольно высокий рейтинг на «Кинопоиске» – он превышает 7.5 баллов. Возможно, это закономерное признание ценности долгоиграющей истории, к которой возлагали столь большие ожидания и которая завоевала преданную аудиторию. Нельзя исключать и фактор ностальгии, влияющей на оценки фанатов.
В последнем сезоне, к моему сожалению, некоторые персонажи, столь значимые ранее, будто растворились в общей картине. Например, Салем, чья роль была крайне важна на первых этапах, оказался в тени. Это создает ощущение, будто создатели спешили завершить сюжетную линию, пожертвовав глубиной развития персонажей. В целом, сезон оставляет приятное, но не выдающееся впечатление – он явно более чем средний, но не достигает вершин предыдущих.
Таким образом, я настоятельно рекомендую к просмотру, однако, советую не возлагать на него заоблачных ожиданий. Это интересная история, заслуживающая внимания, но её дальнейшее развитие, увы, не оправдывает первоначального энтузиазма. Не стоит ожидать откровений, ведь суть здесь не в прорыве, а в поддержании привычного уровня повествования.