Этот сериал – истинное откровение, неоспоримое свидетельство того, как глубоко ущербной и ограниченной может быть эстетика, порожденная капиталистической, коммерческой моделью. Безусловно, Голливуд не в состоянии воспроизвести подобный масштабный проект, сохранив при этом столь высокий уровень мастерства, как в актерской игре, так и в тщательной проработке исторической достоверности, декораций и музыкального сопровождения. Масштаб и качество постановки просто непозволительны для голливудского бюджета, даже если речь пойдет о создании одного лишь саундтрека к фильму, подобно легендарным композициям для бондианы.
Ощущается глубокая, сознательная пропитка работы режиссера психологическими знаниями. Созданные им персонажи – не просто статисты повествования, а сложные, многогранные личности, чьи внутренние конфликты и мотивы выписаны с поразительной психологической точностью. Сюжетные линии не лишены новизны, избегая шаблонных решений и предсказуемости, предлагая зрителю интеллектуальный вызов. Особо впечатляет образ главной героини, чья игра завораживает своей многозначностью и провоцирует на размышления. В ее монологах сквозит интеллект, однако за ним скрывается отстранённость, даже жестокость.
Ее поступки часто кажутся циничными и бессердечными: нежелание разделять радость Фархада в его стремлении обрести отцовство, равнодушие к искренним попыткам Кабада завоевать ее расположение после ее переезда – все это оставляет неприятный осадок, заставляя сомневаться в ее истинных мотивах. Финал, когда оба мужчины, измученные ее влиянием, буквально изгоняют ее, становится кульминацией внутреннего напряжения, подчеркивая ее токсичность и обрекая ее на одиночество. Потрепанный жизнью Кабад, с явным облегчением, требует, чтобы она покинула его дом, а Фархад с нескрываемым желанием видит, как она удаляется, словно стремясь избавиться от ее призрака.
Превосходно показано разрушительное влияние криминального авторитета Насарана на Кабада. Решение Кабада выгнать его из своего дома оказалось не только правильным, но и жизненно необходимым, однако навязчивость Насарана демонстрирует его неугасающее влияние. Безусловно, я буду возвращаться к этому сериалу вновь и вновь, находя в нем все новые грани и смысловые акценты. Насану Фатхи, несомненно, удается создавать эпические, душераздирающие полотна, затрагивающие самые глубинные струны человеческой души. Неутолимая жажда увидеть от него сериал, посвященный эпохе Ахеменидов, становится навязчивой идеей, обещающей зрителю погружение в древний мир величия и трагедии.
Вспоминая его предыдущие работы, в 2018 году он подарил нам "Шахерезаду", погружающую в атмосферу Ирана 1953 года, в 2022 – "Джейран", рассказывающий о событиях столетней давности, а в 2024 – "Опьянённые любовью", переносят зрителя на шесть столетий назад, в эпоху XIII века. До эпохи Ахеменидов остается преодолеть еще шестнадцать веков – грандиозная задача, но, судя по его предыдущим работам, вполне по силам этому талантливому режиссеру.
Этот сериал – настоящее кинематографическое откровение, возводящее телевизионное повествование на принципиально иной уровень. Это не развлекательная, поверхностная лента, призванная лишь расслабить зрителя, а глубоко проработанное и требующее внимательного осмысления произведение искусства. Поражает невероятная достоверность воссозданной атмосферы Ирана эпохи, в которой разворачиваются события.
Каждая деталь, будь то аутентичный фасон костюмов, обстановка интерьеров, бытовые предметы, автомобили и устаревшие модели техники, продумана до мельчайших нюансов. Даже самые опытные критики с трудом смогут уловить малейшие неточности в уличных сценах – свидетельство колоссальной работы, вложенной в создание декораций. Зритель полностью погружается в исторический контекст, ощущая себя непосредственным участником происходящего, и эта полная иммерсия заставляет смотреть сериал буквально на одном дыхании.
Ограниченность контактов с внешним миром, характерная для Ирана того времени, парадоксальным образом пошла на пользу культуре. Иранские кинематографисты не утратили умение передавать сложные человеческие чувства и страсти без использования банальных и вульгарных интимных сцен, сохранив способность создавать высокохудожественные и возвышенные произведения. И все это – без единой сцены, созданной с помощью компьютерной графики, что подчеркивает мастерство и профессионализм команды, работавшей над сериалом.
Игра актеров безупречна – не наблюдается ни единого намека на переигрывание, что позволяет полностью поверить в происходящее. Быт, традиции и обычаи Ирана показаны с поразительной наглядностью, предоставляя зрителю не только захватывающий сюжет, но и ценные сведения о культуре и истории страны.
Несмотря на все достоинства, у меня возникли некоторые сомнения. По моему мнению, шкала переживаний и страданий, на которую подвергается главная героиня, кажется несколько преувеличенной. Она, безусловно, умна и проницательна, но ее склонность к самопожертвованию порой выглядит несколько нереалистичной и придает ее образу некоторую расплывчатость. Ее возлюбленный, в свою очередь, кажется излишне наивным и импульсивным, несмотря на свое образование и мудрого отца.
Однако, что особенно ценно, сериал заставляет задуматься о сложности человеческой природы. Персонажи, даже второстепенные, не являются однозначно положительными или отрицательными – каждый из них обладает своей историей, своими причинами, оправдывающими его поступки. В каждом "злодее" есть зерно истины, которое заставляет сочувствовать и понимать его мотивы.
Динамика каждой серии настолько захватывает, что после завершения всех сезонов возникает ощущение незаконченности, небольшая жажда продолжения. Финал, пожалуй, кажется несколько скомканным, но, возможно, это даже к лучшему – после трех сезонов история достигает своего кульминационного момента, и дальнейшее развитие сюжета может оказаться излишне затянутым и бессмысленным.