Порой, среди огромного потока развлекательного контента, настоящие открытия происходят совершенно случайно. Именно так я и наткнулась на этот сериал, прослеживая фильмографию моей любимой актрисы, Николь Уолкер. Ее талант я открыла для себя еще в захватывающих сериях "Spooks", и честно признаюсь, меня несколько озадачило обилие критических замечаний, сопровождавших упоминания об одной из ее работ. Однако, начав просмотр, все встало на свои места, и стало очевидно – этот проект предназначен для весьма специфической аудитории.
В чем же кроется причина столь неоднозначной реакции? Прежде всего, в необычной форме повествования. Сериал откровенно экспериментирует с интерактивностью, позволяя главной героине, Аннике, напрямую обращаться к зрителю, словно ведущей повествование свидетельнице происходящего. Этот прием, безусловно, оригинальный и может показаться интересным, однако он создает эффект документальности, разрушая привычную иллюзию, характерную для детективных историй. Трудно представить, что кому-либо действительно необходимо такое реалистичное изображение Анники – матери-одиночки, обремененной детской травмой, отголоски которой преследуют ее, несмотря на возраст. Норвежка, выросшая в Шотландии, ощущающая себя чужой среди своих, а вместе с тем и своей – это сложный, многослойный персонаж. Добавьте к этому ее бунтарскую дочь-подростка, сталкивающуюся с вопросами самоидентификации, и станет ясно, почему русскоязычной аудитории может быть не всегда просто установить эмоциональную связь с этой героиней.
И еще одна, своеобразная, сложность: сериал щедро сдобрен литературными аллюзиями. В каждой серии Анника ссылается на сюжеты классических произведений мировой литературы, которые напрямую связаны с ее текущим расследованием. Если вы задумываетесь, стоит ли тратить время на этот сериал, предлагаю простой и весьма показательный тест: знаете ли вы, кто такой Агамемнон, кто вел свой корабль капитан Ахав, и каковы принципы драматургии Г.Ибсена? Если ответы на эти вопросы вы знаете, смело приступайте к просмотру. В противном случае, поищите что-то другое – здесь вас ожидает затянутость и утомительная тягость. Не забывайте о субтитрах – уверен, вы и сами об этом задумывались. Иначе, рискуете потеряться в лабиринтах литературных отсылок и, возможно, не получите должного удовольствия от просмотра.
Недавно мне посчастливилось познакомиться с британским детективным мини-сериалом «Анника» (Annika), вышедшим на экраны в 2021 году. Это поистине уникальное произведение, представляющее собой своеобразный сплав традиций британского и скандинавского телевизионного детектива, при этом ярко подчеркнутое скандинавским, а именно норвежским, происхождением главной героини, Анники, блестяще воплощенной Никола Уокер.
Сюжет повествует о новой главе в карьере Анники, которая переводится из привычного места службы в Глазго, где ей предстоит возглавить отдел, специализирующийся на расследовании преступлений, совершаемых на морской стихии. Однако, Анника – личность весьма своеобразная, эксцентричная, отличающаяся неординарным взглядом на мир. Она склонна к мистицизму, увлечена легендами и сказаниями о викингах, и регулярно комментирует происходящее, цитируя мифологические источники, обращаясь напрямую к зрителю в своих монологах. Этот оригинальный прием, безусловно, призван добавить глубины и колорита персонажу, но, на мой взгляд, его реализация не совсем удачна. При всех своих несомненных профессиональных качествах, позволяющих Аннике с успехом раскрывать запутанные дела, подобное обращение к аудитории кажется несколько искусственным и отвлекает от основной интриги.
Не менее запутанными и противоречивыми представляются отношения Анники с ее дочерью. Между ними существует сложное переплетение чувств, непонимания и обид, а попытки наладить связь, похоже, обречены на неудачу. По-видимому, героине с налаживанием семейных уз в принципе весьма сложно. Безусловно, подобная неоднозначность и внутренняя борьба привлекает определенную аудиторию, но для меня сериал не стал откровением и не вызвал особого восторга. В нем есть свой шарм, своя специфическая атмосфера, но в целом оставил ощущение незавершенности, как будто не все грани персонажа были раскрыты.