## Падение из звезд: Размышления о "Человеке, который упал на Землю"
Когда Президент Кливленд нажал на ту самую кнопку, возвестив о включении сотен тысяч электрических ламп на Всемирной выставке в Чикаго 1893 года, ослепительное сияние, словно дар из другого мира, пленило воображение посетителей, и казалось, что человечество совершило колоссальный шаг от мрака незнания к эре невиданного прогресса. Подобное чувство благоговения и надежды, переплетенное с тревогой от неизвестности, вновь вспыхивает перед зрителем в ограниченном сериале Дженни Люмет и Алекса Курцмана, "Человек, который упал на Землю", где одинокая фигура, словно призрак, наблюдает из окон лондонского горизонта, залитого призрачным светом квантовой термоядерной энергии.
Этот амбициозный проект, берущий свое начало в культовом научно-фантастическом романе Уолтера Тевиса, представляет зрителю сложную мозаику тем, переплетающих тайну и откровение, безумие и просветление, неумолимый марш прогресса и неизбежную цену, которую приходится платить за него. Сериал не всегда одинаково эффективно раскрывает свой потенциал, но, без сомнения, способен зажечь искру в сердцах зрителей, заставляя их задуматься над хрупкостью бытия и скоротечности времени.
Главный герой, Фарадей (Чиветель Эджиофор), появляется на Земле внезапно и загадочно, словно упавший с небес метеорит, лишенный памяти и ориентиров. Его обнаженное состояние и невнятная речь, обрывки фраз, вырывающиеся из его сознания подобно эху забытых знаний, вызывают одновременно тревогу и сочувствие. Необычную встречу с инопланетянином берет на себя Джастин Фоллс (Наоми Харрис), гениальный, но опальный специалист по квантовой физике, чья карьера рухнула после ошибки, сломавшей ее репутацию. Она находит себя вынужденной к сотрудничеству, спасая жизнь инопланетянина.
Начальный период адаптации Фарадея к земным условиям представляется захватывающим театральным представлением. Он учится, поглощая информацию не через привычные каналы коммуникации, а посредством пассивного восприятия, а затем изрекает ее в виде странных, почти оскорбительных выражений. Встречи с представителями власти, по задумке сценаристов, должны были вызывать сочувствие и понимание, но, к сожалению, их не всегда удается реализовать в полной мере, создавая ощущение неестественности и поверхностности.
Миссия, порученная Фарадею, исходит от призрака Томаса Ньютона (Билл Найи), некогда гениального изобретателя, ныне покинувшего этот мир и почти забытого своими современниками. Фарадею предстоит найти Джастин Фоллс, ведущего мирового эксперта в области квантового синтеза, чтобы они могли совместно создать устройство, способное спасти его родную планету и Землю от катастрофических изменений климата. Однако сотрудничество с Джастин оказывается непростым испытанием, ведь она, скрывая гениальный ум за маской цинизма, вынуждена столкнуться с эксцентричной и, порой, невыносимой личностью инопланетянина, чьи поступки и высказывания, лишенные всякой дипломатичности, часто бывают жестоки и неприемлемы. Кроме того, на Джастин лежит бремя заботы о маленькой дочери и престарелом отце, чье здоровье требует постоянного ухода и медикаментозного обеспечения.
Одной из самых ярких особенностей сериала является игра Чиветеля Эджиофора, чье исполнение роли Фарадея представляет собой настоящий актерский триумф. Он использует широкий спектр акцентов и интонаций, словно черпая вдохновение из легендарной манеры Уильяма Шатнера. Его судороги и необычная физическая энергия создают эффект всепоглощающей эмоциональной палитры, способной вызвать и смех, и глубокую печаль. Несомненно, это был бы великолепный Доктор в культовом сериале "Доктор Кто". В то же время, сериал не боится выходить за рамки серьезности, демонстрируя, например, сцену, где Фарадей, в поисках воды, засовывает садовый шланг себе в горло, или сцену, где он раздает золотые кольца в качестве залога.
Подобно культовому фильму 1976 года с Дэвидом Боуи в главной роли, который сам по себе казался воплощением инопланетной сущности, Люмет и Курцман исследуют темы, заложенные Тевисом в его романе: апокалипсис, человеческие ошибки, неотвратимость гибели. В сериал вводится Джастин Фоллс, блестящая женщина, скрывающая свой интеллект из-за трагической ошибки. Эмоциональная глубина игры Наоми Харрис поистине впечатляет, она переживает сложную эволюцию персонажа, воплощая силу не гнева, а сомнительной моральной позиции. Вместе они создают мощный союз, однако сериал временами замедляется, погружаясь в размышления об угрозах и апокалиптических сценариях, которые подстерегают человечество.
В некоторых эпизодах сериал проявляет склонность к спорным темам, таким как абилизм, когда инвалидность одного из персонажей представляется лишь бременем для семьи, что напоминает "Зеленую милю". Сценаристы стремятся показать, что сериал посвящен проблемам беженцев. В начале сериала, успешный Фарадей выступает перед аудиторией, представляя себя иммигрантом, который расскажет свою историю. Однако политический элемент, ожидаемый от такого подхода, почти не затрагивается, что снижает эффективность этой сюжетной линии.
Несмотря на эти недостатки, сериал радует зрителя великолепными визуальными эффектами. Виды бескрайних пустынных ландшафтов, полных тоски и безнадежности, проникают в самое сердце. Особого внимания заслуживает кинематографическое освещение, создающее зловещие тени и усиливающее ощущение триллера. Музыкальное сопровождение, в том числе дуэт Эджиофора и Питерса в исполнении классической композиции "Papa Was a Rollin' Stone", а также взаимодействие Фарадея и Фоллс, дарят моменты истинной красоты.
Общая бескомпромиссность сериала заставляет задуматься не только о миссии Фарадея и его вере в то, что цель оправдывает средства, но и о экологических проблемах, определяющих его и наше путешествие. Планета умирает, и власть имущие равнодушны к этому факту. Ущерб становится необратимым, и человечество, погрязшее в мелочных обидах и соперничестве, не способно объединиться ради общего будущего. Почему мы, обладающие знаниями и технологиями, позволяем своим страстям и предубеждениям разрушать то, что мы сами же и создали? Это, пожалуй, самый главный вопрос, который задает сериал.
"Человек, который упал на Землю" полон этих размышлений, но не всегда способен полностью раскрыть свой потенциал. Он может стать более странным, более провокационным, но, тем не менее, хорошая игра актеров и неповторимая атмосфера, наполненные дразнящими возможностями повествования, делают его достойным просмотра.
Дорогие соавторы дискуссии, ценители кинематографического искусства! Я испытываю искреннее уважение к вашей пытливости, к вашему стремлению уловить ускользающие смыслы, выкопать глубину там, где, увы, ее не так уж много, в силу очевидной концептуальной уязвимости создателей этой сериальной истории. Несомненно, в ней прослеживаются проблески неких амбициозных задумок, например, попытка деликатно, пусть и несколько неуклюже, осветить безжалостность и двойные стандарты ЦРУ, коварные интриги крупного бизнеса, развертывающиеся в тени грядущих перемен. Интересна и заявленная попытка филигранной связи нечто инопланетное с фундаментальными аспектами человеческой природы, с нашими примитивными страхами и благородными порывами.
Однако, увы, эта многообещающая основа страдает от крайне невыразительной реализации. Там, где ожидается напряженная игра ума, требующая глубокого осмысления и анализа, мы видим лишь поверхностную, бессмысленную перепалку, не более чем детскую забаву. Все это щедро приправлено обилием специализированной лексики и ссылками на различные теории, создающих видимость интеллектуальной насыщенности. Для публики, изрядно оголодавшей по настоящему содержательному и осмысленному контенту, этот сериал может показаться желанным спасением, глотком свежего воздуха.
Но не стоит чрезмерно возжигать надежды на то, что зритель обретет здесь зрелую, драматическую историю, сплетенную из тщательно проработанной фантастики. С каждой новой серией, увы, все большее ощущение, что мы имеем дело с так называемой "китайской комнатой" – феноменом, когда система, будучи внешней кажется сложной и глубокой, на самом деле состоит из простых, малозначительных компонентов, лишенных настоящего интеллектуального веса. И, как следствие, внешний наблюдатель оказывается в затруднительном положении, пытаясь постичь суть происходящего, не имея возможности проникнуть за видимую завесу обмана и поверхностной сложности. Этот феномен лишает произведение подлинной глубины и оставляет лишь видимость интеллектуальной насыщенности.
Не каждому этот опыт покажется захватывающим – для кого-то он может прозвучать как рутинная тягомотина. Лично у меня в жизни были ситуации, близкие к этой задумке, поэтому я испытываю определенное сопереживание и понимаю замысел автора. Суть первичной концепции, по сути, весьма проста, однако она была существенно расширена, украшена декоративными элементами – многочисленными филлерами, флешбэками, призванными, вероятно, задержать внимание зрителя, и, конечно же, без остроумной пародии на культовый образ Терминатора обойтись невозможно.
Особенно впечатляет визуальное оформление – графика, изображающая внеземные пейзажи, оригинальный дизайн экипировки, и, само собой, воссоздание впечатляющей облачной станции. К сожалению, некоторые другие спецэффекты не столь убедительны и, как мне кажется, вдохновлены визуальными решениями фильма "Торнадо: День, когда Земля остановилась" (2008) с Киану Ривзом, что создает определенную дежавю. Кроме того, манера поведения главного героя, с его стоическим молчанием и внутренней отчужденностью, напоминает образ героя из фильма "Звездный охотник" (2001).
Всё это, безусловно, отсылает к знакомым тропам и жанровым клише, однако не может не говорить о потенциале для создания увлекательного продолжения. Эта смесь ностальгии и оригинальных решений, при условии дальнейшей проработки, способна покорить сердца зрителей, любящих качественную фантастику и готовых к путешествиям в неизведанные миры. Подобный подход, сочетающий в себе уважение к классике и смелость в экспериментах, заслуживает внимания и, я полагаю, предвещает нечто многообещающее.