С самого детства я был преданным поклонником "Улиц разбитых фонарей". Однако, когда в 2001 году этот сериал начали демонстрировать на Первом канале, во мне внезапно возникло ощущение пресыщенности, как будто бесконечные будни питерских следователей утратили свою остроту. После ознакомления с дебютной серией "Убойной силы", я осознанно остановил свой выбор именно на этом многообещающем проекте. Действительно, что может быть более притягательным, чем неприукрашенная жизнь обычных сотрудников правоохранительных органов? Сериал "Улицы разбитых фонарей", казалось, исчерпал свой потенциал, предложив практически все возможные вариации криминальных расследований, а "Убойная сила" предложила нечто свежее и неожиданное. Ирония судьбы, но если бы я не увидел в этом сериале молодого Константина Хабенского, то, скорее всего, не имел бы возможности познакомиться с его талантом до выхода "Ночного дозора".
Искренне признаюсь, что "Улицы разбитых фонарей" не вызывали у меня бурю эмоций, а "Убойная сила" и вовсе не заслужила особого воодушевления. Однако, у этого сериала есть один неоспоримый козырь – его масштабность. Просмотр этих серий может соблазнить разнообразием локаций: действие разворачивается в Америке, Чечне, Эстонии, Франции, Африке. Нельзя не восхититься эффектной сценой американского ограбления, осуществленного русскими оперативниками, или комичным эпизодом, где сотрудники правоохранительных органов дефилируют по знаменитому красному ковру Каннского кинофестиваля! В сущности, воображение сценаристов "Улиц разбитых фонарей" померкло перед размахом и амбициями нового проекта. Картинка, представленная зрителю, исключительно яркая, необычная и дарит эстетическое наслаждение. При этом, наблюдатель невольно смеется, находя комичные ситуации в повседневной жизни героев, которые, впрочем, даже не подозревают, что являются участниками телевизионного шоу.
В сериале значительно меньше опасностей, чем это обычно бывает в криминальных драмах. И даже те, что присутствуют, поданы с долей иронии и юмора, превращая переживания в легкое и развлекательное зрелище. Как можно воспринимать всерьез такую запоминающуюся фразу, как "Это наша корова, и мы ее доим"? Петербург и другие города, представленные в сериале, не кажутся такими мрачными и угрожающими, как мы склонны себе навязывать. Создается впечатление, что авторы сознательно избегали создания атмосферы опасности, стремясь показать обыденную жизнь, наполненную не только юмором, но и моментами искренней грусти и личных переживаний. В этом им удалось.
Несмотря на наличие неизбежных киноляпов, сюжетная линия настолько увлекательна, что они отступают на второй план. С самого начала мы видим появление знакомых персонажей из "Улиц разбитых фонарей", что не оставляет сомнений в том, что это стоит просмотра. Хотя, честно говоря, убеждать не требуется: кто бы отказался от возможности наблюдать за совместной работой Василия Рогова и Анатолия Дукалиса? Или же за тем, как обычный русский мужик, отдав предпочтение алкоголю, развлекает жителей Петербурга, напугав автомобилистов поддельным реактивным снарядом, представляющимся тубусом? Логично – именно такая непредсказуемость и составляет суть русского юмора. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что сюжет сериала действительно очень привлекателен. В некоторых сериях, возможно, не хватает ярко выраженной динамики, однако всегда найдется некий элемент, который позволит зрителю досмотреть эпизод до конца.
Персонажи сериала собраны по нетрадиционной схеме: Вася Рогов, необычайно высокий для своего положения, постоянно ищущий смысл жизни; Игорь Плахов, терзаемый экзистенциальными вопросами; и Максим Вилигин, бывший моряк, допустивший серьезную ошибку, приведшую к кораблекрушению. Единственным исключением является Жора Любимов, исполняющий роль отчаянного оперативника из отдела по раскрытию особо тяжких преступлений. Казалось бы, этот сериал должен был стать настоящей находкой, и так оно и случилось.
Признаться, изначально, ознакомившись с этим телесериалом, я была склонна отнести его к ряду предсказуемых и, откровенно говоря, несколько шаблонных телевизионных проектов, таких, как, например, «Улицы разбитых фонарей» или «Менты». Казалось, нас ожидает очередная рутинная история из жизни стражей порядка.
Однако, после нескольких просмотров, стало очевидно, что этот сериал представляет собой нечто совершенно иное, качественно превосходящее ожидаемую плоскость. Здесь отсутствует излишняя драматизация и унылые повествования, знакомые по подобным произведениям.
В центре повествования – дуэт Василия и Игоря, чей образ воплощает харизму и стиль нового поколения сотрудников правоохранительных органов. Мы перестаем наблюдать жалобы на монотонность и однообразность служебных обязанностей. Василий предстает перед зрителем как жизнерадостный и неутомимый шутник, ежедневно дарящий позитивные эмоции. Игорь, в свою очередь, показан глубоко интеллектуальным человеком, стремящимся держать эмоции под контролем и полностью погружающимся в решение поставленных задач. Ему доверяются самые рискованные и сложные дела, в частности, внедрение в опасную преступную группировку, имеющую связи с влиятельными лицами высшего эшелона власти.
Дукалис, блестяще воплощенный Сергеем Селином, больше не является просто бездумным бойцом. Теперь перед нами зрелый, рассудительный человек, умеющий просчитывать свои действия и тщательно планировать свои ходы. Его решения основаны не на инстинктах, а на анализе и стратегическом мышлении.
Я искренне благодарна создателям телесериала за столь тщательную проработку каждого персонажа, за детальную прорисовку его индивидуальных черт характера, за создание убедительной атмосферы, пронизывающей все происходящее. Они смогли вдохнуть жизнь в каждый эпизод, сделав его по-настоящему захватывающим.
Сюжет, безусловно, отличается сложностью и многослойностью, благодаря умелой работе сценаристов. И, что немаловажно, эта концепция способна обеспечить героям долгую и насыщенную историю, сохраняя их привлекательность для аудитории на протяжении всего сериала. Продуманность развития событий позволяет не бояться залоговой предсказуемости и обещает зрителям постоянные сюрпризы.
Создателям удалось создать поистине атмосферный и убедительный мир, где реальность переплетается с драматизмом и напряжением.
Если говорить о достижениях отечественного кинематографа в жанре телевизионных детективов, то этот сериал, несомненно, является бесспорным лидером, задающим новые стандарты качества и оригинальности. Он поднимает планку, предлагая зрителям не просто развлечение, а глубокий и захватывающий взгляд на мир правосудия.