## “Смерть вне рая”: Меланхоличная элегия британской идиллии
Признаюсь, я – преданная поклонница вселенной "Смерть в раю", и вопрос о целесообразности создания спин-оффа, да еще и с одним из самых запоминающихся инспекторов оригинального сериала, перед мной практически не вставал. Ожидания, как это часто бывает, были высоки, реальность внесла свои коррективы, но результат, к моему удивлению, оказался вполне благосклонным. С непривычностью, конечно, пришлось столкнуться: карибская экзотика уступила место туманному пейзажу Британских островов, где Хамфри Гудман предстал в совершенно ином амплуа. Но ко всему, как известно, адаптируются.
Сюжет "Смерти вне рая" следует неспешным руслом, и не стоит ожидать от него головокружительных сюжетных поворотов, эзотерических загадок или масштабных событий. Здесь царит атмосфера, близкая к ранним сезонам "Midsommer Murders" и раннему творчеству Честертона, напоминающая, пожалуй, даже очаровательные истории с Марком Уильямсом в роли отца Брауна. Примечательно, что речь идет не всегда об убийствах – и это, на мой взгляд, несомненный плюс. Общепринято, что детектив – это жестокость, кровь, леденящие душу тайны, игры с мистическими силами, как в "Настоящем детективе" и подобных ему постановках. Однако преступления бывают по-разному: бывают нелепыми, необдуманными, а порой совершаются из лучших побуждений, движимые стремлением к справедливости – что не может не вызвать ассоциации с рассказами О’Генри. Часто преступника можно вычислить на середине серии, но это не омрачает впечатления, ведь любишь ты не за то... И, признаюсь, в первой же серии я подсознательно ожидала появления той самой "фирменной" подачи, характерной для "Смерти в раю", с раскрытием преступлений. Однако, как это и следовало ожидать, сериал пошел своим путем. Тем не менее, даже здесь существует свой, уникальный способ демонстрации виновного и способа совершения им преступления – отличный от оригинала, но не менее увлекательный.
Несомненно, центральной фигурой сериала является Крис Маршалл, и именно его харизма, как мне кажется, составляет около 70% успеха всей постановки. Возможно, в (уже) далеком 2003 году его персонаж из "Реальной любви" вызывал лишь раздражение – неискренне вычурный, с навязчивой верой в то, что американки покорятся ему из-за "неповторимого британского акцента". Хотя, справедливости ради, чтобы настолько отвратительно сыграть, уже необходимо обладать определенным актерским мастерством. Но время шло, и Крис Маршалл, подобно хорошему вину, созрел, перестав играть эпизодические роли. В "Смерти в раю" он превосходно себя проявил, и создание отдельного сериала, где он сможет раскрыть свой потенциал в полной мере, кажется абсолютно логичным. К Хамфри Гудману можно относиться по-разному, но этот несколько нелепый, но с острым умом и добрым сердцем персонаж неизменно привлекает внимание. И в новом сериале, в окружении других коллег и перед лицом новых проблем, следить за его судьбой остается увлекательным занятием. Более того, практически каждый из основных персонажей обладает определенным шармом: эксцентричная Марго, любопытный Келби, Марта (к которой я не испытывала симпатии ни в оригинальном сериале, ни в спин-оффе, хотя ко второму сезону я, признаться, с ней смирилась), и ее обаятельная мать Анна. Поначалу к ним сложно привыкнуть, но вскоре начинаешь к ним привязываться. Они – живые и несовершенные, такие же, как мы все.
Отдельно стоит упомянуть саундтрек, ведь музыка в сериале – это практически полноценный персонаж. Завершение первого сезона побудило меня срочно начать поиск композиций из него в интернете (хотя мне удалось найти далеко не все, поскольку, как я выяснила, некоторые из них были записаны специально для сериала, и отдельного альбома с ними на тот момент еще не существовало). Во втором сезоне музыкальное сопровождение не разочаровывает: в каждой серии я с наслаждением слушаю мелодии, особенно шанти, что вполне объяснимо, учитывая, что действие происходит в прибрежном рыбацком городке.
В итоге, мы имеем несложный, но при этом очень приятный сериал, который, возможно, покажется некоторым зрителям излишне наивным. "Смерть вне рая" – это своего рода хюгге, хотя и в небольшом количестве: как будто вы заглянули в крохотный бар из-под дождя в каком-нибудь провинциальном городке, вам налили огромную кружку горячего напитка, и вот вы сидите на слегка неудобном стуле, смотрите в окно на непогоду и слушаете истории бармена о том, что происходило в этом городе за последние годы. Возможно, эти рассказы – всего лишь плод фантазии, но сейчас, когда из приоткрытого окна тянет влажной прохладой, а в глубине бара еле слышно играет радио (какая-то до боли знакомая мелодия, но не разобрать), вам кажется, что вы можете просидеть здесь целую вечность.
Недавно, совершенно неожиданным образом, мое внимание привлекла одна любопытная деталь – оказалось, что у культового сериала "Смерть в раю" существует своеобразное ответвление, посвященное инспектору Гудману.
Крис Маршалл, безусловно, оставил неизгладимый след в моей памяти благодаря рождественской комедии "Реальная любовь". Высокий, с копной рыжих волос, с легким налетом неуклюжести... Именно таким предстает перед нами его герой, инспектор Гудман, на карибском побережье. И, к моему удивлению, этот облик нисколько не претерпел изменений и на родине, в Великобритании. Он по-прежнему излучает ауру загадочности и харизмы, являясь, несомненно, выдающимся детективом, но при этом отличающимся довольно нетипичным для английского менталитета эмоциональным темпераментом и манерой поведения.
Просматривая первый сезон, я не могла не отметить, что, как и в оригинальном сериале, потрясающая красота природы и живописные пейзажи создают неповторимую атмосферу. В "Смерти в раю" – это безудержное райское наслаждение, лазурное море, скромная хижина, примостившаяся прямо на берегу, ритмичная музыка калипсо и терпкий вкус рома... Здесь же, в этом ответвлении, царит атмосфера привычной английской идиллии – все пронизано мягкостью, добропорядочностью и легкой чопорностью. Прекрасный прибрежный городок (к слову, носящий очаровательное название Ло/Looe), уютные пабы, типичные английские пейзажи и, конечно же, специфический английский юмор – все это создает ощущение уюта и знакомого комфорта.
Безусловно, этот сериал вызывает у меня самые положительные эмоции. Однако я понимаю, что он не для всех. Он может показаться некоторым зрителям несколько затянутым и скучным. Повествование развивается неторопливо, позволяя глубоко погрузиться в атмосферу и прочувствовать тонкости характеров. Проблемы, с которыми сталкиваются герои, безусловно, современны и актуальны, но они по-прежнему пронизаны типичным английским менталитетом, отличающимся от других культурных моделей. Поэтому, как это часто бывает, выбор остается за зрителем – стоит ли посвятить свое время просмотру этой экранизации, чтобы оценить ее уникальный шарм и атмосферу.