Безусловно, это одна из наиболее точных и проникновенных киноадаптации великолепного романа Лоуренса, оказавшаяся в поле зрения моего внимания. Признаюсь, неизбежное сравнение кинематографической интерпретации с первоисточником склоняет чашу весов в пользу литературного оригинала – его глубина и нюансы зачастую трудно передать визуально. Однако, если рассматривать исключительно экранизации, то эта работа, несомненно, выделяется как наиболее удачная.
История, запечатленная в картине, как можно предположить, основывается на теме любви. И, к счастью, это утверждение легко подтверждается, наблюдая за развитием взаимоотношений между главными действующими лицами – их переживания кажутся поразительно реальными и близкими зрителю.
В центре повествования – Констанция Рид, одаренная юная девушка, чья душа наполнена светом и остроумием. Она ценит интеллектуальное общение, равноправный диалог, и относится к физической близости с определенной степенью отстраненности. Не стоит принимать ее за неприступную девственницу; опытное знакомство с миром чувственности уже произошло и для нее, и для ее сестры. Однако этот опыт не оставил после себя глубокого впечатления. Констанция стремится к созвучию душ и находит своего супруга, сэра Клиффорда Чаттерли, – человека, разделяющего ее убеждения, придерживающегося схожей системы ценностей и считающего физическую близость пережитком прошлого. Тяжелые ранения, полученные во время войны, оставили глубокий след не только на его теле, но и на его душе, превратив его в человека, духовно опустошенного и лишенного былой живости. Так начинается их совместная жизнь в просторном поместье Рагби.
Ирония судьбы заключалась в том, что сэр Клиффорд оказался прикован к инвалидному креслу, а Констанция – к роли законной супруги. Его поведение, порой, было окрашено эгоизмом и нетерпением, хотя он и делал попытки продемонстрировать себя добрым и заботливым мужем, внимательным к переживаниям и планам своей жены. Однако его беспокойство сводилось, прежде всего, к вопросам о своевременности приема пищи, а не к ее внутреннему миру.
В то время как в жизни сэра Клиффорда царила стагнация, в душе Констанции продолжала клокотать внутренняя энергия, не угасшая под покровом ледяного и лицемерного отношения мужа. Этот холод породил в ее душе чувство неудовлетворенности, гнетущую апатию, ведь она жаждала простоты, искренней доброты, сострадания и, конечно же, тепла – тех эмоций, которых так не хватало в ее браке.
Случайная встреча с лесником Оливером Меллорсом стала поворотным моментом, радикально изменившим ее жизнь. В его глазах она увидела отклик, безграничное понимание и доброту, которые подтолкнули ее к нему на инстинктивном уровне, в том числе и в физическом плане. Важно подчеркнуть, что в фильме сексуальные отношения наделены гораздо более глубоким и значимым смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто история богатой женщины, которой наскучило одиночество, и она решила найти утешение в объятиях другого мужчины. Внутри героини происходит не только пробуждение чувственности и женской сущности, но и само ее возрождение. Она вновь ощущает стремление к жизни, к любви, к миру вокруг, и впервые за долгое время чувствует себя кому-то необходимой. Между ними зарождается любовь, сильная и страстная.
Финал фильма несколько отличается от книжного повествования, однако суть остается неизменной. Герои делают выбор в пользу любви и счастья, освобождаясь от оков лицемерия и фальши. Они отказываются от роли слуг клана Чаттерли, выбирая собственное право на личное счастье.
Безусловная оценка – 10 из 10. Это кино, которое заставляет задуматься о вечных ценностях и истинном смысле любви.
Несмотря на отсутствие предварительного знакомства с первоисточником, я воздерживаюсь от каких-либо критических замечаний, поскольку экранизация, без сомнения, получилась восхитительной и проникнутой искренней теплотой. Она рассказывает о невероятной силе любви, способной преодолеть не только навязанные обществом предрассудки, но и личные, порой глубоко укоренившиеся комплексы.
С самого начала зритель понимает, что перед ним – история, далекая от вульгарности и пошлости. Физическая близость, представленная в картине, служит не инструментом развлечения, а своеобразной формой коммуникации, единственным способом диалога для персонажей, разделенных пропастью социального неравенства. Их мудрость заключается в отказе от бессмысленных споров и пустых разговоров, предпочтение которых отдано этому, пусть и необычному, языку взаимопонимания. Своя изюминка заключается в том, как нежно и трогательно они преодолевают первоначальное стеснение, мимолетные попытки преодолеть которое казались зрителям порой почти невыносимыми. Только глубокое уважение может вызвать эта история любви, где чувственность предстает не как проявление инстинкта, а как пространство творчества, источник вдохновения и путь к освобождению.
Особо хочется отметить и выразить благодарность за гениальное воплощение образа миссис Болтон – сложной и многогранной личности, подобно глубокому омуту, в котором таятся могущественные, противоречивые черты характера. Она добавляет повествованию неповторимый колорит и глубину, заставляя зрителя размышлять о природе человеческих отношений и о том, что скрывается за масками, которые мы носим. Ее образ становится настоящим украшением фильма, добавляя ему философский аспект и заставляя переосмыслить привычные представления о любви и справедливости.
Я был покорен этим фильмом. Он оставил после себя глубокий отпечаток, и признаюсь, я с большим восторгом отношусь к игре Шона Бина и Джоэли Ричардсон, которые, на мой взгляд, блестяще воплотили своих персонажей на экране.
Считаю этот фильм искренним и правдивым, настоящей жемчужиной среди экранизаций, которые мне довелось увидеть. Конечно, сложно не согласиться с тем, что для переноса истории на большой экран потребовалась некоторая адаптация, и, надеюсь, автор оригинала, Лоуренс, поймет, что фильм, по моему мнению, превзошел саму книгу. Безусловно, во имя динамичности повествования и соответствия телевизионным стандартам, некоторые нюансы оригинала были опущено или упрощены. Не все темы, затрагиваемые в книге, могли быть представлены на канале ВВС – это неизбежный компромисс. Тем не менее, я убежден, что персонажи фильма обладают более выразительной и притягательной индивидуальностью, чем их литературные прототипы, особенно это касается образа Меллора. Шон Бин, воплотивший его на экране, продемонстрировал такую органичность и великолепие в этой роли, что сложно представить себе кого-либо другого, способного заменить его. Его работа в "Караваджо", где он также создал незабываемый образ антигероя, лишь подтверждает его феноменальный талант.
Этот фильм пропитан самой жизнью – страстью, эмоциями, глубокими чувствами. И красота, представленная здесь, не ограничивается лишь внешними атрибутами. Она проникает в каждую сцену, раскрываясь через внутренний мир героев, через их взаимодействие друг с другом, через гармонию и, одновременно, драматизм окружающего пространства. Это красота человеческих взаимоотношений, красота поиска истины, красота борьбы и надежды. Фильм дарит зрителю не только визуальное наслаждение, но и пищу для размышлений, заставляя сопереживать героям и переосмысливать собственные ценности. Он оставляет ощущение полноты, словно после встречи с настоящим произведением искусства.