## "Черная гадюка": Ситком, играющий на грани абсурда
"Черная гадюка" – это поистине необычный мини-сериал, чья глупость и нелепый юмор, вопреки всем ожиданиям, парадоксальным образом множат оба качества, превращая происходящее в нечто поистине захватывающее и вызывающее безудержный смех. Шутки, лишенные интеллектуальной глубины, выражение лиц, граничащее с полнейшей апатийей, разрозненные фразы, складывающиеся в нелогичные комбинации – все это, словно пазл, составляет уникальную вселенную "Черной гадюки".
Этот британский ситком от BBC с блистательным Роуэном Аткинсоном в главной роли – это сборник из четырех сезонов и нескольких самостоятельных фильмов, объединенных общим знаменателем. Первые эпизоды, написанные гениальным Ричардом Кертисом в соавторстве с самим Роуэном Аткинсоном, получили впоследствии развитие благодаря тесному сотрудничеству Кертиса и Бена Элтона.
В центре повествования – приключения Эдмунда Блэкэддера, воплощенного на экране Роуэном Аткинсоном, антигероя, чей походный псевдоним стал названием сериала, и его верного соратника Болдрика, в исполнении Тони Робинсона. Их путешествия переносят зрителей в различные исторические эпохи, предлагая взглянуть на королевскую жизнь под совершенно иным, комически искаженным углом.
В 2000 году сериал занял почетное 16-е место в списке "100 величайших британских телевизионных программ", составленном Британским институтом кинематографии. А в 2004 году, по результатам зрительского опроса, "Черная гадюка" удостоилась второго места в номинации "Лучшая британская комедия положений", что, признаться, кажется несколько противоречивым, учитывая специфический характер юмора.
Один лишь диалог, как ни странно, может дать наиболее яркое представление о сути происходящего:
"– Как тебя зовут, приятель?
– Меня зовут Болдрик, милорд.
– Ладно, тогда я тебя буду называть… Болдрик.
– А я Вас буду называть милорд, милорд."
В этом обмене репликами уже заключена суть абсурдной комической ситуации, которая развивается на протяжении всего сериала. "Черная гадюка" – это удовольствие для ценителей юмора, лишенного морализаторства и глубокого смысла, хотя даже в рамках этого направления, сюжет прослеживается и отвечает строгим канонам комедийного жанра.
Мы погружаемся в мир королевства, живущего по своим, давно устоявшимся законам. Правящий монарх, однако, демонстрирует редкое отсутствие здравого смысла, так, что на грандиозном пире, перед решающей битвой, способен лишь пробормотать: "В нашем королевстве все хорошо," и даже не узнать сидящих рядом придворных. Абсурд доходит до такой степени, что племянник короля не может идентифицировать человека, находящегося рядом с ним, и выясняется, что это – его собственный сын.
Монологи и диалоги персонажей лишены какой-либо логической или моральной основы. Они говорят все, что приходит им в голову – будь то критика формы губ собеседника или рассуждения о соперниках королевства, – и делают это с одинаковой безразличной и спокойной интонацией, что и создает эффект комического недопонимания.
Ключевыми фигурами, вокруг которых разворачиваются события, являются Эдмунд, герцог Эдинбургский, его сын Ричард IV, и, конечно же, Болдрик и Перси – верные слуги, каждый из которых представляет собой отдельную, яркую комедийную линию. Здесь нет места масштабным драмам, захватывающим приключениям или невероятным событиям – только комичные ситуации, являющиеся прямым следствием всеобщего, тотального отупения основных героев.
История повествует о столкновении амбиций и интриг. Эдмунд, движимый желанием занять трон отца, вынужден бороться с братом, демонстрирующим неспособность даже произнести имя младшего сына. Ричард IV в свою очередь, путает имена и титулы, демонстрируя полное отсутствие компетентности. Эдмунд, испытывающий обиду и недовольство, ищет утешение в матери, которая не всегда способна его понять. И несмотря на все эти подлости и коварные планы, персонаж Роуэна Аткинсона сохраняет добродушную харизму, что делает его попытки мести и интриги особенно забавными и абсурдными.
Болдрик и Перси дают советы, Эдмунд вносит свои коррективы, и в итоге получается букет необычных ситуаций и неудержимого смеха. Так, серия за серией, каждый раз оказываясь в центре внимания, Эдмунд Блэккэдер, придумавший себе прозвище "Черная гадюка", заслуженный своим необычным образом, становится все более узнаваемым, и даже самые незначительные его шаги вызывают пересуды по всей округе, а то и по всей Англии.
"Черная гадюка" стала отправной точкой для массовой известности Роуэна Аткинсона, который, перейдя от комедийной радиопрограммы к телевидению, реализовал идею о приключениях забавного королевского сына в декорациях Британии XV века, вдохновленных произведениями Шекспира.
Успех сериала обусловлен не только комичными ситуациями, но и незабываемыми персонажами, которые не вызывают ни малейших сомнений в их уникальности. Немного судорожный, долго соображающий Эдмунд, ставший прототипом самого известного героя Аткинсона – Мистера Бина; преданные своему господину, но недалекие Болдрик и Перси, в блестящем исполнении Тони Робинсона и Тима МакИннерни, и колоритный Ричард IV, блистательно сыгранный Брайаном Блессидом, всегда рубящий с плеча – все они навсегда отпечатываются в памяти зрителя.
С течением времени, Эдмунд Блэккэдер становится более проницательным, а его речь – остроумнее и язвительнее, что, безусловно, определяет дальнейшее развитие сюжета.
В рамках конкретного сезона, однако, гримасы и кривляния Аткинсона выглядят несколько неуместными. Отыгрывая роль трусливого человека, постоянно находящегося на грани влияния диктатуры отца, мало понимающего суть своих действий, Роуэн Себастиан Аткинсон был справедливо награжден премией BAFTA за свою работу в "Черной гадюке".
Своими коварными и уморительными планами Эдмунд стремится сместить с пути брата, а затем и короля, демонстрируя свое неуступчивое стремление к власти.
Подводя итог, можно сказать, что "Черная гадюка" – это сериал, ориентированный на широкую аудиторию, но способный вызвать резонанс лишь у тех, кто ценит специфический, лишенный морали и глубокого смысла юмор.
3 из 10