Вторая Мировая война, масштабный и трагический конфликт, охвативший практически весь земной шар, породила огромное количество кинематографических произведений, стремящихся запечатлеть и осмыслить пережитое. Среди них особое место занимает монументальная киноэпопея "Освобождение", созданная талантливым режиссером Юрием Озеровым. Этот грандиозный проект представляет собой своеобразную хронологию событий Великой Отечественной войны, затрагивая ключевые эпизоды и демонстрируя многогранность военного времени.
Первый фильм дилогии сосредотачивается на драматических сражениях, развернувшихся на Курской дуге – одной из самых ожесточенных и кровопролитных битв в мировой истории. Именно Курская дуга стала символом беспрецедентной жестокости и разрушительной силы войны, оставившей неизгладимый след в памяти поколений.
События той эпохи подвергались неоднократным переосмыслениям и идеологическим перекручиваниям. В разные периоды истории появлялись нарративы, превозносящие роль отдельных политических деятелей, будь то Никита Хрущев, якобы спасший страну от фашизма, или Леонид Брежнев, приписываемый активному участию в боевых действиях. В иные времена же их действия подвергались резкой критике и даже заклеймлению. Зачастую эти манипуляции, безусловно, продиктованы политическими мотивами, вызывали горечь и обиду, ведь именно простые, трудолюбивые люди – отцы, деды и бабушки – сражались на передовой, их вклад зачастую игнорировался или приуменьшался. Отсутствие должного внимания уделялось подвигу героев Курской дуги, героическому сопротивлению под Ленинградом, в то время как акцент делался на событиях в Нормандии и других театрах военных действий. Однако следует помнить, что успехи в Нормандии были лишь своеобразным эхом, отражением масштабных военных действий, развернувшихся на Восточном фронте.
Советские власти видели в этой киноленте мощный инструмент пропаганды и воспитания. Сам факт участия генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в съемках подчеркивал значимость проекта. Для реализации столь масштабного замысла были выделены значительные финансовые ресурсы, приобретена пленка высшего качества. "Освобождение" представляет собой уникальное сочетание художественного и документального кино, где переплетаются судьбы генералов и рядовых танкистов, летчиков и высших государственных деятелей. Фильм точно воспроизводит исторические даты, отражает ключевые события и демонстрирует процесс принятия решений, сопровождает зрителя в самые напряженные моменты атак и контрнаступлений. Таким образом, создается панорамная картина военных действий, охватывающая все слои и аспекты войны.
В отличие от глянцевых кинолент, "Освобождение" не боится показать неприглядную правду войны – грязь, разрушения, потерю человеческих жизней, мужественные, но тяжелые решения, принимаемые под давлением обстоятельств. Высокопоставленные чины предстают перед зрителем убедительными и многогранными. Зритель чувствует огромную пропасть, разделяющая офицерские ордена и пыль, покрывающая лица простых солдат, сражающихся за Родину. Показываются напряженные переговоры Сталина, отчаянные попытки танкистов выбраться из горящего бронепоезда. Вся картина разворачивается как сложный, искусно вытканный узор, где каждая деталь имеет свое значение и вплетена в общую структуру повествования.
Безусловно, в фильме присутствуют и сцены сражений. Если сравнивать их с кинематографическими баталиями, они могут показаться не столь зрелищными и эффектными. Однако особую ценность представляет возможность увидеть ту технику, которая использовалась в то время, и прочувствовать трудность управления ею. Всё это производит глубокое впечатление и заставляет задуматься о цене победы. Несмотря на использование макетов и декораций, созданный мир кажется максимально реалистичным и достоверным.
К числу неоспоримых достоинств картины можно отнести достоверность воссозданных исторических деталей, подбор актеров, соответствие дат реальным событиям и стремление к максимальной приближенности к подлинным событиям. Однако существуют и недостатки: в стремлении к героизации истории были допущены определенные, излишне пафосные поправки. Тем не менее, "Освобождение" настоятельно рекомендуется к просмотру всем, кто интересуется историей своей Родины и хочет глубже понять трагедию и героизм Великой Отечественной войны.
8 из 10 баллов.
До появления на экранах масштабного кинопроекта "Освобождение", посвященного Великой Отечественной войне, зрители имели возможность наблюдать лишь картину "Падение Берлина". Однако и эта лента не пользовалась устойчивым успехом и была вскоре изъята из репертуара.
Вскоре после того, как на экраны вышла впечатляющая экранизация романа Льва Толстого "Война и мир", творческая группа решила обратиться к истории "Падения Берлина" и создать на ее основе новую интерпретацию. Идея заключалась в переосмыслении оригинального сюжета, добавлении ранее не представленных эпизодов и углубленном раскрытии ключевых событий.
Свидетельством того, что новое произведение является, безусловно, ремейком, служит обилие очевидных параллелей в развитии сюжета и схожесть локаций, где разворачиваются события. Попытка объединить фрагменты из обоих фильмов в единую последовательность порождает затруднения в определении принадлежности конкретной сцены к той или иной киноленте – настолько они взаимосвязаны и схожи.
Главное отличие "Освобождения" заключалось в значительной роли Иосифа Сталина, практически отсутствовавшего в предыдущей картине. Этот момент особенно отмечали ветераны войны, и именно по этой причине новая версия фильма, в которой Сталин предстает более реалистичным образом, вызвала у них значительно больший резонанс и признание.
В ходе разговоров с участниками боевых действий я пытался выяснить степень достоверности изображенных событий. Их ответы в большинстве случаев были положительными – они подтверждали, что происходящее на экране в общих чертах соответствует реальности. В то же время, они признавали, что кинематографисты по понятным причинам приукрашивают жестокость и грязь войны. Кроме того, в фильме была представлена тенденция к изображению солдат среднего возраста, в то время как на самом деле армию составляли преимущественно молодые юноши, едва достигшие совершеннолетия, возраст которых варьировался от 18 до 19 лет.
Помимо этих отклонений, общая картина событий оказалась удивительно близкой к действительности. Именно эта поразительная точность и вызывает глубокие чувства, заставляет ощущать дрожь по телу и заставляет отворачиваться от экрана, охваченный переживаниями. Подобных фильмов, отражающих масштаб и трагедию войны с такой достоверностью, сейчас крайне мало.
К сожалению, полноценное и неискаженное переживание этих моментов было доступно лишь до 1971 года. С тех пор фильм подвергался многочисленным вырезкам и переработкам, зачастую выполненным довольно грубо. Особенно это ощутимо при просмотре предпоследней части киноэпопеи. Мне кажется, найти полную и нецензурированную версию фильма сегодня – задача практически невыполнимая. То, что представлено на дисках и демонстрируется по телевидению, – это, как правило, фрагментированная и сильно урезанная версия.
В наши дни фильмы подобного масштаба и достоверности практически не снимают. Причина – это исчезновение поколения непосредственных участников войны, чьи воспоминания и консультации играли ключевую роль в создании аутентичной картины событий. Без их бесценного опыта и опыта тех, кто был свидетелем тех событий, достичь достоверности и правдивости в изображении войны становится практически невозможным.
Попытки охарактеризовать этот кинематографический опус, безусловно, располагают к использованию пафосных определений и громких эпитетов. Однако, стоит ли поддаваться подобной соблазнительности? Ведь тема войны, с ее неисчерпаемой трагедией и героизмом, на протяжении многих лет породила бесчисленное количество литературных произведений и документальных свидетельств. И, несмотря на это, необходимость возвращения к ней, к переосмыслению драматических событий, будет сохраняться вечно. И все же, стоит признать, что многосерийная эпопея «Освобождение», воплощенная на экране режиссерским гением Сергея Озерова, занимает особое, поистине исключительное место среди кинолент, посвященных этому периоду.
Несомненной доминантой картины является ее документальная достоверность, ощущение непосредственного присутствия на поле боя. Эта внушительная работа отличается глубокой исторической проработанностью и тщательным воссозданием атмосферы того времени. Особого внимания заслуживает драматургическая структура повествования, мастерски выстроенная и наполненная напряжением, а также виртуозная операторская работа, создающая невероятно реалистичную картину сражений. Количество и масштабность военных действий, запечатленных на экране, поражают своей достоверностью и правдивостью.
Безусловно, не меньшей похвалы заслуживает актерская игра, проникновенная и убедительная. Сложно переоценить вклад каждого исполнителя, но Михаил Ульянов, воплотивший на экране образ маршала Жукова, заслуживает особого признания. Да, он не является фотографической копией своего персонажа, однако, благодаря невероятному актерскому мастерству, колоссальному заряду энергии и притягательной харизме, он смог убедительно передать дух и силу легендарного военачальника, заставив зрителя поверить в его подлинность. Ульянов не просто сыграл роль, он сумел воссоздать образ, вдохновляющий и обязывающий.
Этот масштабный фильм – не просто развлекательное зрелище. Это возможность глубже и предметнее познакомиться с важнейшими страницами истории своей Родины, проникнуться духом патриотизма и отдать дань уважения подвигу народа, победившего в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что картина является художественным переосмыслением событий, в ней отражено бесчисленное множество реальных фактов, документирующих ход военных действий и позволяющих зрителю ощутить всю тяжесть и значимость этих драматических лет. Это фильм, который необходимо увидеть, чтобы понять и помнить.