## Бен Мэтлок: Южный адвокат в эпоху Рейгана и магия американского телевидения
В тени расцвета рейгановской эпохи, когда консервативные взгляды определяли политический ландшафт Америки, на экраны телевизоров вошел сериал, запечатлевший дух времени. Это был "Мэтлок", история пожилого адвоката, чья практика и убеждения были неразрывно связаны с южной частью Соединенных Штатов. Центральная фигура этого сериала – Бен Мэтлок, южный адвокат, чья внешность и манеры под стать светлым, почти ослепительно белым, костюмам, которые он неизменно носил. Легко можно было представить, что Мэтлок сменил южноамериканский плащ на униформу Полковника Сандерса, предприимчивого создателя знаменитой сети ресторанов быстрого питания. В работе ему всегда помогала дочь и верный помощник, универсальный мастер на все руки.
Внешне Мэтлок казался добрейшим «святочным дедушкой», но это впечатление лишь скрывало сложную и прагматичную натуру. Его услуги стоили дорого – сумма в 100 000 долларов была минимальным гонораром. И лишь в редких случаях, под уговорами очаровательной дочери, Мэтлок мог снизойти до защиты малообеспеченных клиентов, что являлось наглядной иллюстрацией философии рейганомики, с её акцентом на личную ответственность и предпринимательство. Сам актер Энди Гриффит, воплотивший на экране образ Мэтлока, поразительно напоминал Рональда Рейгана не только чертами лица, но и прической, ставшей его визитной карточкой.
Слава Энди Гриффита в США, завоеванная еще в 1960-х годах, была сопоставима с той всенародной любовью, которую в Советском Союзе завоевал Юрий Никулин после выхода на экраны «Бриллиантовой руки».
Несмотря на то, что сериал "Мэтлок" часто называют вторичным, менее удачным аналогом "Коломбо" с его харизматичным Питером Фальком, он держался на экранах на протяжении почти десяти лет (с 1986 по 1995 год), завоевав лояльность зрителей на двух главных телеканалах Америки.
Американская телевизионная традиция, в гораздо большей степени, чем в европейских или отечественных сериалах, склонна наделять главных героев яркими, запоминающимися личными особенностями и привычками. У "лейтенанта Коломбо" - это помятый плащ, дешёвые сигары и экзотический французский кабриолет, в то время как у Мэтлока – светлые костюмы, неизменная любовь к американским автомобилям Ford Crown Victoria (всегда серого цвета) и безудержная страсть к "горячим собакам" – сосискам в тесте. Эта последняя привязанность позже была виртуозно обыграна в сериале "Диагноз Убийство" с Диком ван Дайком, что подчеркивает тесную взаимосвязь американских телепрограмм.
В самом начале сериала "Мэтлок" Дик ван Дайк сыграл колоритного злодея, а в ответ на этот жест, персонаж Мэтлока появился в "Диагнозе Убийство", демонстрируя неподдельную симпатию к коллегм по цеху.
Подобный "туристический обмен" вымышленными героями между различными телесериалами - настоящая американская черта. В "Все любят Реймонда" появляется Дуг Хеффернан из "Короля Квинса" - именно как Дуг Хеффернан.
Американская массовая культура искусна в манипулировании восприятием зрителей, заставляя их верить в реальность существования вымышленных персонажей. Эти персонажи, как живые люди, пересекают границы своих сериалов, посещают друг друга в гости, появляются в других программах, фильмах и сериалах.
Это и есть сюрреалистичный "Магический Реализм" американской поп-культуры, создающий уникальную атмосферу и погружающий зрителя в мир, где границы между реальностью и вымыслом стираются.
Приятного просмотра этого остросюжетного юридического сериала, который является настоящим свидетельством эпохи «рейгановской Америки»!