## "Тот, кто убивает": Размышления о скандинавском криминальном кино
Недавно я открыла для себя криминальный боевик «Тот, кто убивает», и, признаюсь, он оставил неоднозначные впечатления. Сюжет, безусловно, не поражает новаторством – он черпает вдохновение из уже зарекомендовавших себя образцов жанра, таких как "Мост" или "Убийство". Однако, несмотря на это, сериал обладает своей, пусть и не ярко выраженной, индивидуальностью. Первый сезон состоит из одиннадцати эпизодов, которые, в большей степени, выстроены по схожей канве. Лишь в четвертой серии появляется существенное отклонение от этой структуры – зрителям представляется убийца. Центральным элементом напряжения становится вопрос скорости и эффективности действий полиции в стремлении задержать преступника до совершения им нового, еще более жестокого преступления. В целом, сериал производит благоприятное впечатление, но не стоит возжигать чрезмерные ожидания. В нем практически отсутствует та самая интрига и тайна, присущие качественным детективным историям – всё выглядит достаточно прямолинейно и предсказуемо. Возможно, это следствие ограниченного бюджета, либо сознательное решение создателей: упрощение повествования и отказ от привлечения экспертов в области криминалистики, что в конечном итоге сказывается на степени реалистичности и убедительности происходящего.
В центре повествования – Катрин Рис Йенсен, следователь и руководитель расследований наиболее резонансных преступлений в столице Дании, Копенгагене. Ее работа связана с поимкой беспощадных убийц, маньяков и насильников. Этот сложный, эмоционально тяжелый и крайне ответственный выбор профессии был обусловлен трагическим детством. В раннем возрасте Катрин пережила насилие со стороны своего отчима, что, по сути, и предопределило ее жизненный путь – погоню за самыми опасными представителями криминального мира. Она полностью поглощена работой, не оставляя места личной жизни. К счастью, у нее есть верные помощники, среди которых особенно выделяется Томас Шэффер, выдающийся психолог, обладающий поразительной способностью предвидеть действия преступников. Томас так же одержим своим призванием, стремясь разгадать все загадки и аномалии, скрытые в тени преступного мира, чтобы заслужить звание первоклассного детектива. Просмотр сериала увлекателен, присутствует ощутимая интрига, а также демонстрируется достойная актерская игра – важный индикатор качества любого кинопроизведения. Наблюдать за ходом расследования, действиями главных героев и реакцией преступников – захватывающее зрелище.
Однако, в сериале присутствуют элементы, вызывающие недоумение и разрушающие ощущение правдоподобия.
Во-первых, это практически безупречный внешний вид главной героини Катрин. В любой ситуации, вне зависимости от обстоятельств – будь то ночной сон, напряженная работа, засада или дни, проведенные в кабинете, – ее прическа и макияж выглядят идеально. Это создает эффект неестественности и отвлекает внимание от самого расследования. Вместо профессионального следователя, способного раскрыть самое сложное преступление, перед нами предстает красивая и обворожительная девушка.
Во-вторых, выводы Томаса Шеффера, порой граничат с оракуломантией. Он будто предвидит каждый шаг преступника, помогая своим коллегам скоординировать действия и ускорить задержание. Возникает вопрос: откуда он черпает такую удивительную точность?
В-третьих, поведение полиции, далёко от того, что можно наблюдать в реальной жизни, вызывает вопросы. Неужели при создании качественного кинопроизведения можно пренебрегать такими важными деталями?
Конечно же, все эти замечания не критичны и не помешают получить удовольствие от просмотра. Кино само по себе вполне достойное и может привлечь внимание зрителей, особенно тех, кто ранее не сталкивался с аналогичными сериалами и картинами. «Тот, кто убивает» - не плохой сериал, заслуживающий внимания, но необходимо смотреть на него без завышенных ожиданий: не стоит рассчитывать на головокружительные повороты сюжета, стремительные погони и фантастические элементы. Это, прежде всего, увлекательный и насыщенный событиями фильм, способный подарить положительные эмоции и приятное времяпрепровождение.
После погружения в мир захватывающих расследований и напряженных детективных историй, возникла острая потребность в нечто близкое по духу, но облаченное в оригинальную форму. В качестве ориентира при выборе мною служили такие проекты, как «Мост» и «Убийство» – произведения, сумевшие органично сочетать новаторскую концепцию с безупречным исполнением. В новом сериале я жаждал увидеть искру, тот самый неповторимый элемент, который выделит его из общей массы. Поиски привели меня в скандинавский регион, где мой выбор пал на сериал под названием «Тот, кто убивает». Сюжет, конечно, не поражает своей абсолютной новизной или революционностью, однако он вызывает искреннее желание погрузиться в его развитие и сопереживать героям.
В центре повествования – женщина-следователь, располагающая привлекательной внешностью и полностью посвятившая себя служению правосудию. Её неутолимое желание – выводить на чистую воду безжалостных маньяков и убийц, привлекать их к ответственности за совершенные преступления. Неразрывно с ней сотрудничает врач-психиатр, обладающий феноменальным даром понимания человеческой психологии и способный с поразительной точностью определять ложь. Однако, к сожалению, его личные амбиции и эгоцентризм часто выходят на первый план, заслоняя собой истинную цель работы. Для него расследования – это скорее увлекательный азарт, чем осознанное стремление к справедливости. Тем не менее, в целом, наблюдать за развитием событий и взаимодействием этих ярких персонажей довольно увлекательно. Стоит отметить, что главный злодей, как правило, не является сюрпризом, однако мастерство актеров и глубина характеров компенсируют этот недостаток, доставляя истинное удовольствие от просмотра. Это, пожалуй, нечто редкое и ценное для данного жанра.
Однако, как и в любом произведении, в сериале присутствуют и свои негативные аспекты, и было бы нечестно умолчать о них, не представив предварительно список положительных моментов.
Прежде всего, хочется отметить безупречную работу визажистов и гримеров. Авторы явно уделили особое внимание внешнему виду персонажей, создавая эффект безупречности. Героиня выглядит ослепительно, и ей по праву можно отдавать комплименты по поводу её внешности. И, несмотря на всю сложность её работы, невозможно отказать ей в восхищении. Её красота кажется почти нереальной. Однако, как ни странно, это постоянное сияние и безупречность отвлекают от погружения в сюжет. Возникает ощущение, что актриса находится перед зеркалом, нанося очередной слой макияжа, а не участвует в напряженной сцены расследования. Эта мета-реальность разрушает иллюзию целостности, напоминая о том, что перед вами всего лишь кино, а не талантливая сыщица.
Далее, не могу не отметить поведение консультанта, которое порой кажется совершенно нелогичным. Попытки выделиться и подчеркнуть свою значимость приводят к тому, что его аргументы вызывают лишь недоумение и непонимание. Часто он делает предположения и предсказывает действия преступника, не имея под собой никаких логических оснований. Это, к сожалению, подрывает доверие к его профессионализму.
И, наконец, третий существенный недостаток – это грубые ошибки в изображении работы специальных служб. Построение последовательности действий детективов и полиции представлено искаженно и не соответствует действительности. Кажется, что создатели сериала упустили из виду этот важный аспект, представив упрощенную и неверную интерпретацию работы специалистов.
Позвольте сразу предупредить: не стоит возлагать на этот проект чрезмерных ожиданий. Его можно просмотреть один раз, не испытывая при этом особой необходимости в повторном знакомстве. Он не лишен достоинств, но и не свободен от заметных недочетов. Я бы оценил его на шесть баллов из десяти и настоятельно рекомендую вам сформировать собственное мнение об этом сериале.
Сериал «Тот, кто убивает» сложно отнести к числу новаторских проектов, опережающих такие достойные образцы детективного жанра, как «Убийство» или «Мост». Решение о создании американской адаптации, к сожалению, представляется сомнительным. Произведение не демонстрирует значительного прогресса, хотя и нельзя его назвать безоговорочно низкопробным. Каждая серия, несмотря на общую канву повествования, отличается друг от друга лишь незначительными нюансами в развитии сюжета. В частности, четвертая серия первого сезона раскрывает личность убийцы, однако акцент делается не на стандартном расследовании, а на гонке со временем, необходимой для спасения потенциальной жертвы.
Найти параллели с российским сериалом «След» – задача вполне выполнимая. Обе истории объединяет фигура всеведущего профессионала, ведущего расследование на фоне, лишенного особой декоративности. Очевидно, что бюджет сериала был ограничен, поскольку даже в Дании можно было бы найти локации, представляющие более привлекательный визуальный облик.
Взаимоотношения между главными действующими лицами не получили достаточного развития, им не хватало искры, того самого «зажигательного» элемента, который мог бы сделать их более запоминающимися. Небольшая группа оперативных сотрудников, состоящая из двух ключевых героев, руководителя, дополнительного оперативника и эксперта, демонстрирует сдержанные проявления и реакции, что, к сожалению, лишает повествование необходимой выразительности. В этом аспекте сериал, к примеру, напоминает российские «Знатоки». Несмотря на наличие определенной оригинальности, в сериале практически отсутствует новаторство. При всем желании можно отметить, что создатели, безусловно, прилагали усилия для достижения успеха, однако финальный результат оставляет желать лучшего: просмотр порой становится утомительным, а целесообразность создания второго сезона вызывает серьезные сомнения.
Созданный труд, несомненно, заслуживает внимания, однако ощущается нехватка смелости, дерзновения и, пожалуй, желания поднять произведение на качественно новый уровень. Возможно, перенос действия в иную плоскость, скажем, в мир российской мафиозной структуры, позволил бы раскрыть потенциал истории и придать ей большую глубину и динамику. В нынешнем виде сериал выглядит несколько расплывчатым и трудноопределимым.
В эпоху, когда кинематограф захватили истории о служителях закона, когда практически каждая нация спешит предложить свою интерпретацию работы правоохранительных органов, сериал "Тот, кто убивает" не выделяется своей уникальностью на фоне этого многообразия. Наблюдается устойчивая тенденция к созданию драматических произведений, в центре которых – кропотливые расследования жестоких преступлений, особенно тех, что совершены серийными убийцами. Эта жанровая востребованность заставляет задуматься: что же движет зрительским интересом? Является ли это болезненным удовлетворением любопытства, тягой к созерцанию насилия, или же глубокой потребностью в справедливости, в неотвратимости наказания для виновных?
Вопрос, без сомнения, больше риторический, чем требующий однозначного ответа. Впрочем, "Тот, кто убивает" может предложить свежий взгляд на привычный формат для тех, кто ощутил усталость от характерного для голливудских постановок самоанализа, от затянутых рефлексий и пространных повествований о личной трагедии главных героев. Безусловно, и здесь персонажи не лишены личной истории, пережитых потрясений, которые и подтолкнули их на путь борьбы с преступностью. Однако, в отличие от многих аналогов, прошлые раны лишь эпизодически проступают на поверхность сюжета, не заслоняя собой основное расследование, не отвлекая от напряженного развития событий.
В целом, это достаточно добротный сериал, демонстрирующий компетентный подход к подаче детективного сюжета. Конечно, это не та картина, которую можно с комфортом посмотреть всей семьей в выходной день. Скорее, это выбор для тех, кто ищет разрядку после перенасыщения мелодраматизмом, который, к сожалению, проник даже в фильмы ужасов, исказив их первоначальный замысел. "Тот, кто убивает" станет глотком свежего воздуха для зрителя, уставшего от излишней эмоциональности и ищущего более прямолинейное и динамичное повествование о борьбе с преступностью.