Словно в сказке, в реальности, казалось бы, невозможные события становятся достоянием современности. Я, признаться, не мог себе представить подобное: ведущие кинематографические державы, вдохновлённые безупречным мастерством скандинавских сериалов, приступили к созданию полноценных ремейков, по-настоящему воскрешающих шедевры северной Европы. И справедливости ради, нужно отметить, что задолго до нынешнего всемирного признания, кинематографисты Скандинавии отточили свое ремесло до совершенства. Лишь теперь, кажется, европейская и американская аудитория наконец-то обратила внимание на эту уникальную школу. И слава небесам, что создатели ремейков сохраняют первоначальные имена и названия, избегая того, чтобы превратить шведские ленты в нечто совершенно иное. Так, "Валландер" из Швеции – это не просто великолепные северные пейзажи, разворачивающиеся перед глазами, но и утонченная, проникновенная музыкальная партитура Flaskkvartetten, придающая атмосфере особый шарм. Бесспорно, перед нами – настоящий мировой феномен.
Сериалы, рожденные на скандинавском Севере, всегда отличались своей специфической, ни на что не похожей атмосферой. Здесь царит традиция размеренного повествования, детективы вдумчиво анализируют ситуацию, взвешивают все "за" и "против", тщательно разрабатывают стратегии предотвращения преступлений и, что весьма примечательно, избегают излишней демонстрации огнестрельного оружия. Подобный подход, на мой взгляд, весьма ценен, поскольку позволяет зрителю созерцать триумф чистого интеллекта, а не утопать в бесконечном каскаде экшн-сцен, перестрелок и погонь. Более того, шведские сценаристы всегда уделяют внимание созданию многогранных, реалистичных персонажей – с их достоинствами, недостатками, увлечениями и личной жизнью. Создателям "Валландера" удалось довести эту тенденцию до абсолюта, представив зрителям глубоко проработанных героев. Постановка, безусловно, удачная, но вердикт, как всегда, остается за зрителем.
Некоторые рецензенты отмечают сложность и запутанность сериала, но я убежден, что при внимательном и сосредоточенном просмотре все детали складываются в логичную и понятную картину. Возьмем, к примеру, эпизод, в котором Валландер, оказавшись в неожиданной роли водителя, подвозит некую Анью, состоящую в браке. Между ними возникает мимолетное увлечение, но девушка, не желая разрушать свою семью, отклоняет его знаки внимания. Вновь встретившись в кафе, где Анья наслаждается овощным салатом, Валландер вновь сталкивается с ее отказом, и дело остается не завершенным.
Первый сезон сосредоточен на раскрытии личности главного героя. Мы видим Валландера спокойным и рассудительным, в то время как во втором сезоне он предстает перед нами в совершенно ином обличье – резким, категоричным, готовым перевернуть преступный мир. Он настолько привязан к своей работе, что, чтобы обрести хоть какую-то стабильность в личной жизни, становится мягче и привлекает к себе внимание женщин.
В первом сезоне Курт постоянно конфликтует с Мартинсоном, что создает драматическую напряженность. Во втором сезоне эти споры и разногласия отходят на второй план, уступая место деталям из жизни нового прокурора Истада.
Однако, одним из самых запоминающихся эпизодов второго сезона становится беседа Курта с Нибергом о его планах, если на него вдруг обрушится богатство.
«Как всегда, проведу две недели на рыбалке. Неделю у тещи в Стокгольме. А потом вернусь на свою работу. Потому что тот, кто не любит то, чем он занимается, не может считаться настоящим полицейским».
Сюжет рассказывает о том, как тихий провинциальный городок может превратиться в поле битвы между детективами и преступниками. Бедолаге Свартману даже приходится вместе с семьей участвовать в расследовании преступления. Криминалисты, в свою очередь, обнаруживают на месте убийства детскую соску, что наводит на мысль о причастности к преступлению ребенка.
Именно из таких, казалось бы, незначительных деталей складывается целостная картина сериала. Когда все элементы начинают выстраиваться в единый пазл, становится ясно, что даже маленький городок в Южном Сконе может таить в себе криминальный потенциал, способный потрясти всю Европу.
По всей видимости, это и есть "новая шведская" или скандинавская волна в кинематографе, которая вынуждает Голливуд и BBC переосмысливать скандинавские имена и переделывать сюжеты под американские реалии.
## Меланхолия на скандинавском побережье: Размышления о сериале «Валландер»
Шведский телевизионный сериал "Валландер" – это проникновенная экранизация серии романов, созданных талантливым шведским писателем Хеннингом Манкеллем. В центре повествования – комиссар полиции Курт Валландер, чья жизнь и профессиональная деятельность искусно воплощены на экране Кристером Хенриксоном. Премьера сериала состоялась в 2005 году и с тех пор покорила сердца миллионов зрителей по всему миру.
Жизнь в шведской глубинке течет размеренно и неспешно, словно широкая река, огибающая живописные пейзажи. Эта неторопливость, эта безмятежность находит свое отражение и в работе местной полиции. Работающие в ней сотрудники склонны к вдумчивому анализу, опираясь на многолетний опыт и развитую интуицию, позволяющую им разгадывать самые запутанные дела.
В первом сезоне, неразрывно связанная с отцом, работала дочь Курте Валландера, Линда. Её вольнодумство и отсутствие опыта часто приводили к напряженным моментам, поскольку Линда, не всегда следуя распоряжениям отца, проявляла излишнюю инициативность. К концу первого сезона произошли заметные изменения в ее облике, что, несомненно, связано с открытием для себя новые возможности в сфере красоты и ухода за собой, доселе неведомые молодым шведкам.
Второй сезон, в отличие от первого, практически игнорирует присутствие Линды, делая акцент на двух перспективных стажерах – Понтусе и Изабель, последняя, однако, впоследствии оказывается Ребекой. Это неловкое переименование добавляет некоторой абсурдности в канву повествования.
Третий сезон возвращает Линду на экран, она вновь сотрудничает с отцом в полиции и проживает поблизости, вместе с дочерью и супругом. Однако, следует отметить, что роль Линды в третьем сезоне исполнила Шарлотта Йонсон, заменившая Юханну Селльстрём, трагически ушедшую из жизни в 2007 году.
Не менее сложной и противоречивой является личная жизнь Курта Валландера. Он то и дело проявляет интерес к различным женщинам, совершает какие-то робкие, едва заметные жесты в их сторону, однако серьезных отношений не складывается. Причина кроется не во внешних обстоятельствах, а в приоритетах самого Курта. Главной женщиной в его жизни оказывается Работа, требующая его полное и безотлагательное внимание. Кроме того, годы берут свое, и комиссару не до романтических увлечений.
Формат повествования в первых двух сезонах предполагает, что на раскрытие одного дела уходит целых две серии, что, на мой взгляд, несколько затянуто. Третий сезон же отличается более динамичной структурой: на одно дело отводится всего одна серия.
Что же касается третьего сезона, вышедшего в 2013 году, то его внезапное появление вызывает определенные вопросы. Здесь создателям не удалось сохранить ту же визуальную и драматическую достоверность, которую отличали предыдущие сезоны. Внешне поникший и дряхлый Курт, роль которого исполняет актер, родившийся в 1946 году, неожиданно предстает перед зрителем в несколько инородном, "омоложенном" образе, с намеками на начинающуюся деменцию. Об этом скромно намекают, но не озвучивают прямо (в отличие от адаптации сериала на английском языке), однако признаки потери памяти становятся все более явными.
Завершение третьего сезона представляется нелогичным и незавершенным. Всего три серии по сравнению с 26 в первых двух сезонах выглядят как недосказанность. Возможно, некоторые эпизоды так и не были переведены, и, согласно непроверенным данным, должно было быть шесть.
Стоит ли смотреть шведскую версию "Валландера"? Безусловно, да! Все шведские сериалы обладают неповторимым шармом и очарованием. Это прекрасный детективный сериал, который погружает в атмосферу скандинавской меланхолии и предлагает зрителю не только захватывающий сюжет, но и глубокие размышления о человеческой жизни, ответственности и цене истины.