Если вы питаете слабость к утонченным телеисториям, обожаете захватывающие повествования, основанные на исторических реалиях и достоверности, то позвольте порекомендовать вам широкий спектр альтернатив – и, увы, этот сериал в их число не входит. Попытка создания проекта, вдохновленного бессмертным эпосом Гомера, обернулась, к сожалению, разочарованием, и сложно подобрать адекватное определение для того, что перед нами предстало. Честно говоря, некоторые постановки из жанра мелодрамы прошлых лет и даже определенные бразильские телефильмы оказываются более зрелищными и убедительными. Речь даже не идет о полноценной интерпретации Одиссеи – истории, которая требует особого уважения и глубокого понимания.
Вместо этого, мы наблюдаем нарочитое заострение на бытовых проблемах и тривиальных ситуациях, часто разбавленных сценами насилия, мести и сексуальными эпизодами, которые, вместо того чтобы углублять сюжет, лишь утомляют своей однообразностью и предсказуемостью. Эпизоды с обнаженными телами, очевидно, были включены лишь в угоду современной поп-культуре и ради привлечения определенной аудитории, что лишь подчеркивает поверхностность подхода к творческому процессу.
В результате, сюжетные линии оказываются абсурдными и нелогичными, эмоциональные переживания преувеличены до гротеска, что неизбежно сказывается на проработке персонажей и их психологической достоверности. Актеры, без сомнения, прикладывают немало усилий, но даже их профессионализм не способен исправить фундаментальные ошибки в концепции и реализации проекта. Декорации и постановка напоминают дешевые театральные подмостки, а мелочность характеров и их поступков вызывают раздражение и неприятие. Ожидая чего-то возвышенного и глубокого, зритель сталкивается с ощущением глубокого разочарования. Атмосфера Древней Греции передана крайне поверхностно и во многом искажена, что лишает сериал исторической правдивости. Сложно представить себе что-либо подобное в художественном контексте.
История Улиса, являющаяся достоянием мировой культуры, здесь переиначена до неузнаваемости. Отдельного внимания заслуживает и искажение роли богов – они будто бы убраны из повествования и помещены в непонятный, урезанный контекст. Вместо величественных статуй богов в храмах стоят жалкие, бездушные чучела, что кажется омерзительной насмешкой над верованиями, которыми руководствовались наши предки. По сути, отсутствует сама суть веры – божественных откровений, мифических существ, знамений – здесь нет ощущения связи с высшими силами, нет взаимодействия с богами, что особенно вопиет в эпоху, когда вера была неотъемлемой частью жизни. Эпизоды, где Улисс "слышал голос Афины" или сражался с чудовищами, безжалостно вырезаны, уступив место более "актуальным" сценам: саунам, унижениям царских особ, страданиям рабыни, мечтающей о троне.
Особого внимания заслуживает и крайне примитивная постановочная часть. Возникает ощущение, что в распоряжении создателей не было ни средств, ни компетенции для создания действительно качественного продукта. Ограниченное количество персонажей приводит к их искусственному столкновению, создавая видимость конфликта. Армия, осаждающая город, насчитывает едва ли человек двадцать, а жителей этого самого города еще меньше. Впечатление, что царь Итаки правил не страной, а лишь одной улицей в небольшом городе. Бюджетные декорации и примитивные костюмы и воинская амуниция лишь усугубляют общее ощущение небрежности и халтурности.
В заключение, позвольте дать категорический совет: если вы цените наследие Гомера и уважаете историю Древней Греции, обходите этот сериал стороной. Это скорее болезненный опыт, чем источник удовольствия, который стоит забыть, как дурной сон. Оценка: один балл из десяти – и это, пожалуй, слишком щедро.
С удовольствием поделюсь своими размышлениями, вызванными просмотром киносериала «Одиссей». К сожалению, поклонникам глубокой и возвышенной кинематографической адаптации великих произведений я вынужден посоветовать воздержаться от знакомства с этой работой. Время – ценный ресурс, и тратить его на подобное, на мой взгляд, неразумно.
С огромным предвкушением я приступил к просмотру, надеясь увидеть экранную интерпретацию монументального эпоса Гомера, но столкнулся с глубоким разочарованием. Сюжетная линия, вместо того чтобы поражать воображение сложным переплетением судеб и философских вопросов, предстает примитивной и до боли тривиальной. Смею утверждать, что даже некоторые современные мыльные оперы, несмотря на свою легкомысленность, способны предложить зрителю более захватывающий и, в определенной степени, познавательный опыт.
Вместо поистине эпических сцен, наполненных героизмом, мудростью и трагизмом, мы видим обилие откровенных эпизодов, демонстрацию обнаженности и, к сожалению, обильное количество бытовых сцен, которые, по сути, не добавляют глубины повествованию. Невольно возникает вопрос к создателям: где же тот самый Одиссей, герой, переживший бури, сразившийся с чудовищами и ведущий свой народ к спасению? Что же они хотели продемонстрировать зрителю?
Визуальная составляющая картины оставляет желать лучшего. Постановка выглядит неубедительной, бюджетной и лишенной художественной выразительности. Актеры, безусловно, стараются, но их усилия затмеваются слабым сценарием и невыразительной режиссурой. Нельзя перекладывать вину на исполнителей; они лишь воплощают в жизнь то, что им предоставили. В отдельных моментах их игра, несомненно, проявила талант и профессионализм, однако даже это не смогло исправить ситуацию с недораскрытыми характерами персонажей.
Действия и поступки героев часто кажутся лишенными логики и предсказуемыми до излишней степени. В результате теряется всякий смысл, а представление о Древней Греции, которое должно было сформироваться у зрителя, искажается и обесценивается.
Складывается ощущение, что из картины упущены ключевые элементы, без которых сложно уловить общий посыл и понять замысел авторов. Вместо этого мы видим акцент на унижениях, страданиях и, что особенно прискорбно, на сценах, призванных шокировать, нежели прояснить суть.
Визуализация сеттинга также вызывает серьезные вопросы. Локации выглядят как унылые деревушки, населенные горсткой людей. Воинские силы, осаждающие город, представлены жалкой троицей, что лишает происходящее масштаба и значимости, недвусмысленно свидетельствуя о скромных финансовых возможностях создателей. Декорации выглядят неряшливо, а костюмы не добавляют аутентичности.
В заключение, я настоятельно не рекомендую тратить время на просмотр данного телесериала. Он не принес мне удовлетворения, и я уверен, что поклонникам настоящего искусства и литературы он также не доставит удовольствия, лишь испортив настроение и разочаровав в ожиданиях. Лучше обратиться к первоисточнику – к бессмертному эпосу Гомера, чтобы в полной мере оценить величие и глубину древнегреческой культуры.
– Как имя тебе, молодой человек? – прозвучал вопрос, словно эхо многовековой истории.
– Гомер, – ответил он, и в этом простом слове таилась отсылка к великому бардскому наследию.
– Ты наш новый писец?
Предвкушение встречи с новым прочтением знакомой истории, казалось, напрасно взрастило в душе надежды. Судя по всему, создатели решились на весьма дерзкий эксперимент, нарочито искажая привычные образы и сюжетные канвы. Реакция зрителей, вероятно, будет бурной: смесь удивления, недоумения и, возможно, легкого раздражения. Перед нами разворачивается странная, даже абсурдная интерпретация, вызывающая вопрос: что же за замысел породил столь неожиданное воплощение?
На экране предстают знакомые имена – Пенелопа, Телемах, Одиссей, Лаэрт, Ментор – но в их привычных ролях они больше не существуют. Пенелопа предстает не воплощением верности и мудрости, а объектом насмешек и легкомысленных увлечений. Телемах, отчужденный и незрелый, задерживается в подростковом возрасте, его поиски идентичности кажутся бесконечным блужданием. Одиссей, герой долгих странствий, теперь охвачен внутренними терзаниями, его психологическое состояние вызывает скорее сочувствие, чем восхищение. Лаэрт, отец Одиссея, изображен как энергичный, но излишне импульсивный мужчина, чье поведение вызывает скорее улыбку, чем уважение. А Ментор, мудрый наставник, кажется поглощенным навязчивыми, весьма приземленными размышлениями.
Несмотря на попытки уйти от привычных штампов и стереотипов, эта задача оказалась непосильной. Общее впечатление – тягучесть повествования, тягостное ощущение безысходности. Повествование, вместо эпического размаха, обрывается на бытовом уровне, погружая в трясину приземленных проблем и не всегда уместных подробностей о половых вопросах.
Несмотря на амбициозное стремление к оригинальности, попытка оказалась неудачной. Невозможно было поверить в успех подобного эксперимента. Называть эту работу "Одиссеей" стало грубейшей ошибкой, окончательно испортившей впечатление от увиденного. Приключение, которое должно было вдохновлять и воодушевлять, превратилось в бессмысленное "бултыхание" в рутине и обсуждении личных, интимных аспектов.
Такого бездарного переосмысления легендарного произведения, по правде говоря, невозможно было и представить. В данном случае, разумнее будет обратиться к классической экранизации Андрея Кончаловского, которая, несомненно, сумеет передать величие и глубину греческого эпоса.
Однако, есть один, пусть и незначительный, лучик света в этом мраке – актеры. Их игра безупречна, они органично смотрятся в своих ролях, создавая убедительные образы. Но, увы, этого слишком мало, чтобы спасти картину от общего разочарования.
Смею отметить, что знакомство с эпической поэмой Гомера, "Одиссеей", дало мне определенный критерий оценки, и признаться, данный сериал с шедевром античной литературы практически не соотносится. Вопрос о том, почему создатели решили использовать столь значимое и узнаваемое название, остается открытым и не находит однозначного ответа.
Персонажи предстают перед зрителем не как представители той утонченной и сложной цивилизации, что была античным миром, а как, скорее, воплощение невротических переживаний современного человека, живущего в реалиях XXI века. Каждая новая серия, словно беспощадный молот, закладывает очередной гвоздь в саркофаг Гомера, постепенно разрушая те величественные образы, которые автор создал на протяжении веков.
Представление о Телемахе, мужчине в возрасте двадцати лет, как о "дитя", кажется, выбивается из привычного нам понимания. Можно ли такое представить в строю античного общества? Даже в нашем, не отличающемся особой зрелостью, XXI веке, двадцатилетние мужчины уже проходят военную службу. Что уж говорить о юношах эпохи, отстоящей от нас на тысячелетие, которые с подросткового возраста владели оружием и обучались военному искусству? Их формирование происходило в совершенно иных условиях, требовавших ранней ответственности и самостоятельности.
Поведение Пенелопы, представляющее собой излишне экзальтированное привязанность к Телемаху, вызывает не меньшие вопросы. Понятно, долгие годы, проведенные в ожидании супруга, могли сформировать определенную эмоциональную зависимость, но переносить эдипальный период с таким драматизмом, на мой взгляд, было бы более уместным и соответствовало бы духу эпохи.
В целом, сериал не заслуживает внимания, поскольку он не передает ни атмосферу античного времени, ни сюжетную канву гомеровского произведения. Помимо этого, он утомителен своей неправдоподобностью, невыразительной игрой актеров, надуманными сюжетными поворотами и неестественными взаимоотношениями между персонажами. Считаю, что это произведение не стоит траты времени, а призываю воздержаться от его просмотра.