## "Блеяние черной овцы": Иронический взгляд на войну и героизм
С интересом приступил к просмотру сериала "Блеяние черной овцы", повествующего о войне в необычном, далеком от привычного пафоса свете. Поданная как своего рода путешествие, она трансформируется в причудливую возможность не только сбивать вражеские самолеты, но и извлекать из этого выгоду. Идея представить войну не как эпическое столкновение, а как череду авантюрных поступков, поначалу очаровывает, но впоследствии вызывает смешанные чувства.
Основанный на реальных событиях, сериал представляет Грегори Боингтона, летчика-аса Второй мировой войны. Авторы проделали заметную работу, стремясь не только воссоздать образ этого человека, но и погрузить зрителя в атмосферу той эпохи, воссоздать быт, нравы и характеры людей, населявших те времена. Тем не менее, наблюдая за происходящим на экране, трудно не ощутить некоторую неловкость, вызванную нарочитой абсурдностью ситуаций.
Сцены бурного распития алкоголя, достигнувшие поистине ошеломляющих масштабов, заставляют усомниться в адекватности летчиков, в частности, майора Боингтона. Сложно представить, как человек, находясь в подобном состоянии, способен не только передвигаться, но и управлять сложнейшим военным самолетом. Особого внимания заслуживает эпизод в самом начале сериала, где раненый главный герой, возвращаясь после свадебного торжества лучшего друга в Калькутту, без видимых усилий сбивает два вражеских самолета, пытавшихся его перехватить.
Безусловно, несанкционированные полеты, демонстрируемые в картине, несли в себе потенциально трагические последствия. Увы, вылеты главного героя происходили в моменты, когда он подвергался минимальной опасности, и, что наиболее вопиюще, не по решению вышестоящего командования, а по личным, порой весьма сомнительным побуждениям. Примечательно, что количество бинтов, окружающих майора с каждой новой сценой, неуклонно уменьшается, что порождает вопрос о логике и правдоподобности происходящего.
На экране разворачивается своеобразный домашний арест, где герой предается бесконтрольному пьянству, подкрепляемому поддержкой влиятельных лиц. Здесь царит атмосфера безнаказанности, поощряющая самые абсурдные правонарушения в эскадрилье майора. Всё начинается с очередной бурной пьянки на складском помещении, перерастающей в драку с тем, кто не выразил должное почтение командиру. Вскоре этот оппонент, после пары крепких оплеух, становится правой рукой майора. Вся эта атмосфера создает ощущение дистанцированности от реальной войны, будто происходящее разворачивается в каком-то параллельном мире. И пусть нас, как напоминание о суровой действительности, демонстрируются военные кинохроники, их демонстрация кажется неубедительной и формальной.
Сложно переоценить трудности, с которыми столкнулись Соединенные Штаты Америки во время войны на Тихом океане. Потери – и людские, и материальные – были колоссальными и трудно сопоставимы с потерями японской стороны. Тем не менее, героям сериала, кажется, всё это совершенно безразлично. Мы видим некоего суперпилота, совершающего вылеты в небо, словно на тир, сбивающего вражеские самолеты и возвращающегося домой, чтобы продолжить пьянство и выяснение отношений. Ирония картины "Блеяние черной овцы" временами наводит на мысли о патриотизме, о возможности быть преданным своей стране, но в контексте изображенных событий это звучит как насмешка. В реальности все обстоит гораздо сложнее и трагичнее.
Несомненно, сериал датирован прошлым, а актерский состав представляет поколение талантливых артистов старой закалки, что не может не вызывать уважения. Поэтому к актерской игре как таковой у меня нет претензий.
Тем не менее, стоит признать, что в центре внимания картины – личная война главного героя со штабными чиновниками, а не с реальным врагом. Изначально нас впечатляют качественные съемки, панорамные виды, показывающие самолеты в небе, однако затем камера переносится в кабину пилота, и она перестает вызывать доверие.
В целом, фильм не произвел на меня глубокого впечатления, и это не связано с качеством съемки, учитывая, что сериал появился на экранах более сорока лет назад. Меня не устроил сам сюжет, его подача зрителю, его чрезмерная однобокость и некая высокомерная манера изложения. Картина оставляет ощущение некой поверхностности, словно автор стремился лишь высмеять существующую систему, не задумываясь о возможных последствиях.