## Размышления о «деградации» и юморе: попытка понять казахстанский сериал
Недавнее бурное обсуждение в сети привлекло мое внимание к новому казахстанскому сериалу. На фоне резкой критики, звучавшей о якобы наступающем упадке культуры, я решил посмотреть его, чтобы сформировать собственное мнение. Однако, первые впечатления оказались не столь однозначны, как предполагалось. Сразу стоит отметить, что сериал представляется скорее пародией, чем серьезным произведением искусства. Нельзя утверждать, что в нем есть что-то откровенно плохое, хотя и о каких-то выдающихся достоинствах говорить не приходится.
После просмотра около пяти серий первого сезона я ощутил нарастающее чувство скуки. Безусловно, присутствуют отдельные шутки, но они лишены какой-либо значительной художественной ценности. Это, скорее, развлечение на уровне бессмысленной забавы, легкой провокации, своеобразной игры. Команда создателей, видимо, просто подурались, позволили себе эксперимент, и это не обязательно плохо. Важно понимать, что сериал, как и любое творческое произведение, имеет право на существование, даже если он не претендует на высокое искусство.
Признаюсь, судить о полном сезоне по пяти эпизодам было бы несправедливо, однако, уже на этом этапе просматривалась определенная предсказуемость, консерватизм формата, который, вероятно, не претерпит существенных изменений. Формат есть формат, и он диктует свои правила.
Тем не менее, я бы хотел подчеркнуть, что подобное произведение следует воспринимать с пониманием жанра. Это пародия, схожая по духу с, например, российским «Реальными пацанами», которые тоже, в конечном итоге, перестали вызывать интерес после нескольких серий. Нельзя забывать, что в юности я, подобно многим, смотрел и «Наркомана Павлика», где также использовался стеб, сатирический подход к изображению жизни наркозависимого, его способов заработка, его попадания в сложные и опасные ситуации. В то время это казалось смешным, сегодня же подобное вызывает скорее отвращение. Но это не повод для генерализации и обвинения в интеллектуальной незрелости. Это лишь свидетельство эволюции вкусов и ценностей.
Не стоит также забывать, что за этим проектом стоит Нуртас Адамбай, человек, чьи профессиональные достижения не могут быть подвергнуты сомнению. Его участие в КВН, игра в высшей лиге, получение наград, диплом с отличием – все это говорит о его компетентности и таланте. После долгих лет борьбы за свободу творчества, сегодня возможно создание самых разнообразных проектов. Но было бы нелепо отождествлять этот сериал с Казахстаном, с его культурой и национальным характером. Это все равно, что считать видеоблог отдельного актера или режиссера отражением состояния всей страны.
Важно воспринимать этот проект как результат индивидуального творчества, а не как показатель общего культурного уровня государства. Необходимо видеть в нем сатирическое высмеивание проблем, преднамеренное представление ситуаций в комической форме.
По личным ощущениям сериал не оправдал ожиданий, и просмотр его был прекращен. Однако, я уверен, что для других поколений, для других зрителей он может представлять интерес, и шутки могут показаться забавными. Ведь у каждого своя система ценностей, свой юмор. Не все имели возможность столкнуться с определенными типами персонажей, хотя в девяностых они были повсеместны, и их манера общения была прямо-таки идентична тем, что мы видим в современных комедийных сериалах, таких как «Реальные пацаны» или «Побег из аула».
На форумах, посвященных сериалу, порой разворачиваются настоящие баталии, с жаркими перепалками и угрозами. Но администрация сайта, в лице известного модератора Саши Белого, оперативно пресекает подобные проявления агрессии, удаляя оскорбительные комментарии и блокируя нарушителей.
К сожалению, я не могу рекомендовать этот сериал к просмотру.
Тем не менее, я не могу не отметить, что казахстанский юмор мне всегда нравился, особенно юмор, представленный в КВН и стендап-шоу. Выступления Нурлана Сабурова – это настоящая находка!
И стоит признать, что в Казахстане существует множество программ, аналогичных российским, и вклад в создание которых внес сам Нуртас Адамбай – проекты «Наша Казаша», «KZландия», «Побег из аула». Они демонстрируют многогранность и оригинальность казахстанского телевидения.