Ощущение, которое оставляет после просмотра этого сериала, скорее напоминает гротескную карикатуру на действительность, пародийную интерпретацию устоявшихся представлений о жизни дворянских усадеб. Впечатление усилено поразительным размахом штата слуг, чей многочисленный состав вызывает скорее недоумение, чем восхищение, и крайне эпизодическим появлением самого хозяина поместья, чья роль кажется утраченной в вихре быта. Сыновья же его, с их своеобразным поведением, добавляют еще один слой абсурда в общую картину.
Наиболее вопиющим кажется полное игнорирование общепринятых норм иерархии. Экономка и дворецкий, персонажи, призванные воплощать безупречный порядок и почтение к хозяевам, демонстрируют столь же свободно, а порой и дерзко себя ведут, не ощущая никакой дистанции. В привычных нам, воссозданных в исторических драмах о викторианской эпохе, английских сериалах, всегда тщательно прослеживается четкое разделение между слугами и господами, проявляющееся в форме униформы и манере поведения. В данном же случае, это различие не просто размыто, оно попросту отсутствует.
В реальности, при длительном отсутствии хозяина, наиболее логичным было бы сокращение штата слуг до минимально необходимого для поддержания усадебного комплекса в пристойном состоянии, до момента возвращения законного владельца. Представленный же сериал предлагает совершенно иную, и весьма неправдоподобную, картину. Повседневная жизнь слуг изображена как нескончаемый поток развлечений: они то и дело бегают по комнатам, увлеченно танцуют в залах, прогуливаются по обширному парку, устраивают пиры и позволяют себе свободолюбивые увлечения, которые вряд ли были бы уместны в условиях строгой иерархии. Вопрос о том, какова их фактическая работа и какие трудности они испытывали, остается открытым, поскольку их занятия кажутся скорее праздничными увеселениями, нежели напряженным трудом.
В целом, сериал оставляет ощущение незавершенности. Сюжетные линии обрываются, ключевые вопросы остаются без ответов, а попытка раскрыть какую-либо глубокую идею выглядит несколько скомканной и недоработанной. Автор, кажется, только коснулся поверхности, не сумев полностью погрузиться в создаваемый мир. Вполне возможно, что было бы предпринята попытка продолжить повествование, однако даже в этом случае, увы, я не вижу для себя причин для дальнейшего просмотра. Несмотря на потенциальную интересную задумку, неудачная реализация, нелогичность повествования и общая неправдоподобность отталкивают от дальнейшего знакомства с этой историей.
Захватывающим представляется ретроспективный анализ трансформации изображения слуг в английском сериальном искусстве. От едва уловимых, обезличенных фигур, существующих лишь на периферии повествования – таких, какими они предстают в экранизациях романов Джейн Остин – до постепенного признания их роли в структуре семьи и их значительного влияния на формирование и отражение домашней атмосферы, как это блестяще показано в романе "Вверх и вниз по лестнице". В редких, но весьма трогательных случаях, слуги даже интегрировались в семейный круг, как это демонстрирует знаменитое "Аббатство Даунтон". И вот, кульминация этой эволюции – сериал "Слуги", в котором происходит неожиданный и весьма интригующий поворот: на место незаметных задних планов переходят сами хозяева, демонстрирующие, в свою очередь, искаженные, изнеможденные, беспросветно утомительные черты характера, ощущающие себя убогими и не способными на подлинные чувства. В этом необычном переосмыслении, они становятся лишь блеклым фоном для ярких, энергичных, стремящихся к большему, способных на любовь и переживающие глубокую скорбь слуг.
Создатели сериала добились исключительного мастерства в воссоздании быта английского поместья 19-го века, эпохи пятидесятых годов. Заметна тщательнейшая проработка мельчайших деталей, начиная от воссоздания аутентичной одежды и заканчивая реалистичным изображением повседневных забот и укладов. Актерский ансамбль, безусловно, является одним из главных достоинств проекта: каждый исполнитель, от главных героев до эпизодических персонажей, вносит неповторимую нотку в общую картину, своими играми, кажется, вдыхает жизнь в историю. Это не просто развлечение, это погружение в другую эпоху, позволяющее зрителю соприкоснуться с устоями и ценностями английского общества тех времен, и задуматься о сложных взаимоотношениях между классами, о напряжении между властью и подчинением, и, конечно, о неизменной человеческой потребности в достоинстве и признании, вне зависимости от социального положения. Внимание к нюансам и глубина повествования не позволяют зрителю отвлечься ни на мгновение, удерживая его в состоянии непрерывного эмоционального переживания.