## За гранью привычного: Размышления о Кентуккийском кошмаре
В современной детективной панораме, где провинциальные пейзажи и заезженные сюжетные ходы стали скорее нормой, чем исключением, все сложнее удивить зрителя. Порой, создатели оказываются перед дилеммой: либо приложить титанические усилия для достижения подлинной новизны, либо смириться с ролью очередного, пусть и технически безупречного, но предсказуемого развлечения. Судьба многих проектов решается на этом перекрестке, и нередко заканчивается констатацией: "Ничего нового, ничего оригинального". Особенно остро эта проблема ощущается в тех историях, где попытки оригинальности приводят к гротеску и абсурду, когда логика уступает место необузданному фантезированию.
Недавний проект, погружающий зрителя в атмосферу захолустного городка в Кентукки, оказался на перепутье между жанровыми клише и безудержной фантазией. Город, словно магнит, притягивает нечто необъяснимое, а точнее, воплощения самых мрачных легенд и кошмаров. Вопрос о том, почему именно Кентукки, остается открытым, и, признаться, на него более уместно будет спросить у авторов сценария, нежели у природы. Сам же визуальный ряд захватывает динамикой, изобилует неожиданными сюжетными поворотами, и, бесспорно, содержит элементы, характерные для жанра.
В центре повествования – Олифант, персонаж, чья ловкость обращения с оружием граничит с совершенством. Ему не чужды жестокость и безжалостность, что, несомненно, бросает вызов моральным устоям зрителя. В ряду действующих лиц присутствует и шериф Баллок, отсылающий к колоритным персонажам сериала "Дедвуд", но лишенный терзаний совести и обремененный лишь наглой ухмылкой и рефлексом к применению огнестрельного оружия.
Невозможно не провести параллели с сериалом "Калифорникейшен", где Хенк Муди ежедневно встречает новых любовных приключений. Здесь же, не менее регулярно, Олифанту приходится констатировать новые трагические смерти. Без сомнения, актерская игра Олифанту придает персонажу харизму, однако заставляет задуматься: не превращается ли он в нечто большее, чем человек – в терминатора, способного устранить любого противника? К середине повествования количество жертв достигает такой величины, что сюжет начинает монотонно повторяться, теряя свою динамику.
Сценарий, к сожалению, не отличается глубиной и оригинальностью. Предсказуемость становится ощутимой, а зритель уже заранее угадывает ход событий, привыкая к демонстративной силе главного героя. Стереотипные злодеи, одержимые идеей мирового господства и готовые на любые мерзости ради достижения цели, не добавляют повествованию изюминки. Хочется видеть разнообразие, что-то новое, способное вывести зрителя за рамки привычных шаблонов.
Нельзя не отметить, что операторская работа в экшен-сценах оставляет желать лучшего. Некоторые кадры выглядят бездарно, что негативно сказывается на восприятии динамики. Несмотря на некоторую долю абсурдности, что, впрочем, временами вызывает легкую улыбку, сериал не способен зацепить зрителя на глубинном уровне. Заслуживает внимания самоирония, пронизывающая повествование, которая, безусловно, является плюсом.
Впрочем, исполнитель главной роли, Олифант, безусловно, проявил себя как талантливый актер. К сожалению, чрезмерная штампованность и картонность персонажей безжалостно разрушают потенциал сериала. Стремление к оригинальности заслоняется банальностью, а стереотипы становятся вездесущими, заставляя усомниться в способности хорошего проекта быть столь предсказуемым.
Авторам необходимо переосмыслить подход к созданию персонажей, углубиться в атмосферу повествования, найти новые грани жанра. То, что казалось революционным у Уокера, Старски или Хитча несколько десятилетий назад, сегодня воспринимается лишь как качественно снятый, но несколько скучный сериал для узкой аудитории.
При всем вышесказанном, я ставлю проекту ровно шесть баллов из десяти. Сложно рекомендовать его кому-либо, поскольку он представляет собой нечто среднее, лишенное ярко выраженных достоинств. Однако, если вы решили погрузиться в эту кентуккийскую историю, желаю вам приятного просмотра!
Вдумчивое восприятие любого художественного произведения требует от зрителя готовности к определенным ожиданиям, однако, откровенно говоря, ставка на главного героя, лишенного яркой индивидуальности, представляется не самым мудрым выбором. Образ Тимоти Олифана, созданный, пожалуй, с излишней иронией, воспринимается скорее как пародийная калька с давно ушедшей эпохи ковбоев, однако, его недостатки не являются единственными в данном проекте. Сюжет, представленный зрителю, не отличается захватывающим развитием, тревожащей интригой и содержательными диалогами, оставляющими послевкусие размышлений. Будучи лишенным очевидных художественных достоинств, сериал не представляет собой причину для долговременного удержания внимания, не говоря уже о захватывающем приключении.
Создается ощущение, будто над штат Кентукки, а именно над унылым округом Харлан, над его мрачной топографией и жизнью его обитателей, был проведен, скорее, шутливый эксперимент со стороны голливудского штаба. Окружающая среда предстает перед нами не просто сельской местностью, а своеобразным "детским садом" природы, где каждый житель знает о своем ближнем настолько личные и компрометирующие подробности, что возникает неловкость и даже недоверие к окружающему миру.
Сериал странным образом смешивает в себе элементы гангстерской саги, намеки на мистические мотивы и, как следствие, создает весьма специфическую, неоднородную атмосферу. Безусловно, это продукт американского кинематографа, с неизбежным набором клише и отсылок к гангстерской тематике, которыми, кажется, щедро сыплется на экране. Присутствуют и цитаты, явно позаимствованные из классических произведений, и иронические сцены, что, впрочем, не способно скрыть доминирование криминальной драмы. Признаюсь, наличие такой динамики и напряженности в сюжетной линии представляется определенно привлекательным.
Однако, при всей этой внешней динамике, возникает ощущение неполноценности, некоторой дисгармонии. Окружение Харлана, вопреки всем усилиям, не способно соответствовать образу эпицентра преступного мира, скорее, эти персонажи играют второстепенные роли, выполняя, как метафорически выразиться, "посылки". И хотя в некоторых героях проглядывают черты, заимствованные из произведений классической литературы, все же их реплики, произнесенные "из уст бандитов", звучат, мягко говоря, нелепо и неуместно.
Авторы, очевидно, стремились создать проект, претендующий на что-то грандиозное, интеллектуальное и глубокое. Однако, их усилия, к сожалению, не увенчались успехом. Качественного юмора обнаружить не удалось, а сценарий не вызывает ни малейшего восхищения. Просто зритель не ощущает вовлеченности, а это, пожалуй, самое серьезное упущение для проекта подобного рода.
Выставление оценки такому многогранному и противоречивому сериалу является непростой задачей. Он не может быть однозначно отнесен к числу шедевров кинематографа, но и полным провалом его назвать язык не повернется. Поэтому, наиболее подходящей оценкой представляется скромные пять баллов из десяти.
Несмотря на все вышесказанное, желаю вам приятного просмотра и отличного настроения, уважаемые зрители. Возможно, в этой неоднозначности и кроется определенный шарм.
Этот сериал – поистине редкое явление в современном телекино. Я уже несколько раз, без малейшего пропущения, погружался в его мир, возвращаясь к нему вновь и вновь с неизменным восторгом. Сказать, что он харизматичен – это не передать и десятой доли его очарования. В нем с поразительной точностью воссоздан колорит и дух Кентукки, аутентичность которого ощущается буквально каждой сценой.
Музыкальное сопровождение играет в этом не менее важную роль. Начиная с мощной, пронзительной вступительной композицией "Long Hard Times to Come" и продолжая саундтреком "Justified" (отражающим всю палитру эмоций, проживаемых героями), мелодии становятся неотъемлемой частью повествования. Они не просто сопровождают действие, они его усиливают, углубляют, формируют атмосферу.
Центральная фигура – Рейлан Гивенс, маршал США, (капитализация подчеркивает значимость его роли и статус) - эдакий воплощенный кодекс справедливости. Описание этой роли исчерпывается его именем – Рейлан Гивенс. Всем, кто сомневается, настоятельно рекомендую ознакомиться с этим сериалом, чтобы лично составить свое мнение. Он не является типичным супергероем с нечеловеческими способностями. Это, скорее, прагматичный реалист, чьи действия продиктованы здравым смыслом и чувством долга, приправленные тонким, ироничным юмором, уже заметным в первой серии.
Герой не только отвечает на выпавшие на его долю вызовы, но и действует решительно, владея ситуацией. Актерская игра Тимоти Олифанта, создавшего этот образ, заслуживает высочайшей оценки: он был номинирован на престижные "Critics Choice Television Awards" целых четыре раза, что можно сравнить с телевизионным аналогом премии "Оскар"!
Что же делает этот сериал по-настоящему выдающимся? Несомненно, это хорошо проработанный сценарий, достойный внимания любого ценителя качественного кино. Он дополняется неповторимой атмосферой, пропитанной духом американского юга, и ярким, многогранным антагонистом – Бойдом Кроудером, (имя актера Уолтона Гоггинса подчеркивает его вклад) – персонажем, чьи мотивы и поступки не всегда очевидны, вызывающие одновременно восхищение и опасение.
Отношения между главным героем и Бойдом – это сложный клубок противоречий, дружбы и вражды, порождающий постоянное напряжение и заставляющий зрителя гадать, на чьей же стороне правда. В этом и заключается неповторимое очарование сериала: сегодня Бойд помогает Рейлану, а завтра… Сможет ли он остаться верным своим принципам?
Безусловно, это захватывающее зрелище, которое заставляет задуматься о природе справедливости, верности и человеческой натуры. Он не просто развлекает, он побуждает к размышлениям и оставляет после себя глубокий след в душе зрителя.