Уважаемые телезрители! Тема криминальных расследований, бесспорно, привлекает не только творцов, но и широкую аудиторию, жаждущую погрузиться в захватывающие сюжеты долгоиграющих сериалов. Еще с эпохи Советского Союза, в частности, начиная с девяностых годов, экраны отечественного телевидения активно заполнялись историями о преступлениях и правосудии. И сегодня, спустя десятилетия, разновозрастная публика с интересом наблюдает за воссозданием криминальной реальности на экране. В результате, практически все телеканалы переполнены детективной продукцией. Найти действительно достойный сериал становится настоящим вызовом. Зачастую, создатели стремятся лишь заполнить эфирное время, предложить телезрителям хоть какое-то новозелье, нередко заменяя интеллектуальные произведения эффектными, но зачастую лишенными глубокого смысла, экшн-сценами. Лично для меня подобный подход представляется компромиссным. Детективные сериалы, безусловно, динамичны и способны удерживать внимание на протяжении длительного времени, однако, зачастую, лишены внутренней логики и оригинальности. Иногда они напоминают скорее пародию на настоящий детектив, чем серьезное драматическое произведение.
Сериал «Отдел 44» не стал исключением. Он оказался, несомненно, интересным, но, увы, не лишен существенных недостатков. Предсказуемость сюжета и порой наигранная актерская игра вызывают не столько улыбку, сколько легкую ироничную ухмылку. Кажется, что усилия режиссера, сценаристов и актеров, направленные на создание правдоподобной истории и удержание зрительской аудитории, привели к обратному результату – к созданию продукта, который отдает дань моде, но не обладает глубиной.
Сюжет сериала повествует о сотрудниках специальной службы, наделенных необычными способностями, занимающихся расследованием самых запутанных дел. Однако, если судить по уровню технического оснащения, используемого ими в работе, создается впечатление, что они значительно отстают от современных реалий. Естественно, чем сложнее и извилистее дело, тем большее удовольствие испытываешь, наблюдая за ходом его расследования. Временами создается ощущение, что пока действует «Отдел 44», преступникам не стоит расслабляться. В целом, идея проекта выглядит перспективной, однако меня огорчило то, что создатели позиционируют его как высококачественный сериал, характеризующийся интригующим повествованием, уверенной режиссурой и прекрасной актерской игрой. На деле же, перед нами лишь самодеятельность, не более. Актерская игра, порой, переигрывает, сюжет схематичен, интриги практически отсутствуют. Вопрос о критериях отбора актерского состава остается открытым. Главные герои демонстрируют отсутствие навыков игры, что, возможно, связано либо с не подходящими ролям, либо с недостаточной подготовкой. Взаимоотношения между персонажами выглядят искусственными, а попытки создать комический эффект в сценарии оказываются невыполнимыми для актеров. По всей видимости, им не хватает не только таланта, но и искреннего желания для создания действительно интересной и содержательной работы.
Безудержная нелогичность сценария поражает. Огромное количество деталей, зачастую настолько запутанных, что для достижения финального развязки приходится прибегать к грубым упрощениям. Это не замысловатый детектив, а шаблонный рассказ, в котором идеальное преступление в конечном итоге, предсказуемо, раскрывается. Неудивительно, что любители настоящего детективного жанра могут быть разочарованы. Художественная реализация и техническое исполнение явно свидетельствуют о ограниченном бюджете и непрофессионализме создателей. Операторская работа также не вызывает восторга, а монтаж, без сомнения, требует серьезной доработки, поскольку отличается примитивностью.
Иными словами, перед нами – очередной неудачный сериал. Было бы удивительно, если бы он нашел своего зрителя. Я не рекомендую к просмотру эту работу, и советую более тщательно подходить к выбору детективных сериалов, отдавая предпочтение проверенным временем и получившим положительные отзывы.
Подбор актерского состава, безусловно, заслуживает внимания. Каждый персонаж, кажется, пропитан неповторимым колоритом, а их воплощение на экране – результат кропотливой работы кастинг-директора. Здесь и опытный руководитель отдела, чьи глаза отражают мудрость прожитых лет, но не закалены безразличием, и образцовый представитель правоохранительных органов, и мощный физически персонаж, чьи реплики приправлены специфическим, хоть и не лишенным юмора, арго, и молодой специалист в области информационных технологий, обладающий навыками, граничащими с хакерскими. Нельзя не отметить двух очаровательных героинь, воплощающих красоту европейского и азиатского типажей, и, конечно, грузинский актер – Заза Чантурия, чье мастерство, к сожалению, проявляется лишь в нескольких эпизодах, где он играет персонажей, чья судьба омрачена неудачами. Возможно, и другие актеры обладают нераскрытым потенциалом, но обстоятельства не предоставляют им возможности продемонстрировать свою истинную актерскую глубину.
Оценка качества сериала – задача непростая, и высказывать суждение о том, кто несет ответственность за его недостатки, кажется преждевременным. Является ли причиной неудач режиссерская работа, небрежный монтаж или несостоявшийся сценарий? Одно можно сказать точно – это далеко не шедевр, это, пожалуй, будет некорректно отрицать. Впрочем, даже среди неровных эпизодов встречаются моменты, привлекающие внимание и дарящие легкое развлечение.
Несмотря на все перечисленные недочеты, я убежден, что этот сериал обязательно найдет свою аудиторию. Существуют проекты, которые притягивают тех, кому необходимо нечто, чтобы заполнить тишину, создать фон для размышлений или просто отвлечься от повседневной рутины. И я сама, признаюсь, использую этот сериал именно таким образом – как звуковое сопровождение к моим занятиям, когда визуальный аспект играет второстепенную роль, служа лишь легким дополнением к услышанному. Он не претендует на звание выдающегося произведения искусства, но способен доставить неплохое времяпрепровождение тем, кто ищет легкий и непритязательный контент.
Представить себе полноценный криминальный кинопроект, опираясь на увиденное, кажется, излишне щедрым отношением к увиденному материалу. Отношения между персонажами разворачиваются по заученным схемам, диалоги лишены живого звучания, и вся эта конструкция не способна породить даже отдаленного подобия ощущения аутентичности, правдоподобия. Здесь отсутствует эмоциональная палитра, присущая нормальному человеческому существованию, умение спонтанно выражать чувства, уместные в той или иной ситуации. Вместо этого, наблюдается либо полное обесценивание, выхолощивание этих эмоций, либо напротив, их нарочитое, искусственное акцентирование, кажущееся выдуманным и лишенное глубокого смысла.
В результате возникает резкий, ощутимый диссонанс, нарушающий целостность восприятия и вызывающий недоумение. Фильм словно проникнут атмосферой аморфности, жизнь на экране – бессмысленная и опустошенная, чувства – похолодевшие, лишенные теплоты и искренности. Отсутствует какая-либо выраженная индивидуальность, отсутствует характер, у фильма и ее персонажей, погружающих зрителя в ощущение пустоты и отчуждения.
Нельзя отрицать наличие некоей сюжетной канвы, однако, она не способна зацепить, не удерживает в напряжении, и пожалуй, является единственным, хоть и сомнительным, достоинством, которое можно вычленить из общего хаоса разочарования. Вместо драматической глубины – поверхностное следование клише, вместо запоминающихся образов – картонные фигуры, лишенные внутренних противоречий и настоящей человеческой драмы. Ощущение, что перед нами не кино, а скорее механически собранное видео, лишенное души и подлинной художественной ценности.
Впечатления от увиденного оставили крайне неоднозначное послевкусие, граничащее с разочарованием. Попытка повествования, судя по всему, не сопровождалась достаточной подготовкой исполнителей, чьи рассуждения, к сожалению, напоминали незрелые суждения учеников младших классов, а порой и вовсе вызывали ассоциации с детским восприятием мира. Сценические образы, созданные актерами, оказались лишены искренности и глубины, нередко возникало ощущение, что они пребывают в перманентном замешательстве относительно своих действий на съемочной площадке.
Сюжетные повороты и объяснения выстраиваются с нарочитой прямолинейностью, столь вульгарной, что они начинают вызывать приторную отвращение. Безудержная наивность и нарочитость актерской игры настолько очевидны, что не только Антон Павлович Чехов, без сомнения, выразил бы свое скептическое недоверие, но и любой, даже самый обыденный зритель, не смог бы принять происходящее на экран за правдивое отражение реальности.
Критикам и создателям, кажется, не хватило элементарной логики и здравого смысла при построении повествования. Приведение конкретных примеров, к счастью, будет являться прямым спойлером, но уже вторая серия является ярчайшей иллюстрацией сказанного, хотя и первая не лишена заметных нестыковок и досадных оплошностей.
В заключение, следует настоятельно рекомендовать воздержаться от просмотра данного произведения. Удовольствие от него, скорее всего, не будет получено, а потраченное время станет лишь горьким напоминанием о потерянной возможности.