## Захватывающий мир "Гримов": Что нас ждет в шестом сезоне?
Несомненно, найдется мало тех, кто не знаком с этим завораживающим и сказочным сериалом. Проект, уже прочно вошедший в историю телевидения, продолжает пополнять ряды своих преданных поклонников с каждым новым сезоном. Его визуальная составляющая поистине впечатляет, сюжет увлекает с первых минут, а яркие и запоминающиеся персонажи вызывают искренний интерес. Моему восторгу не было предела, когда я узнала о скорой премьере шестого сезона "Гримов", и с нетерпением жду продолжения этой захватывающей истории, создание которой доверили талантливого режиссера Норберто Барба, работавшего специально для канала "NBC".
Изначальная задумка заключалась в адаптации культовых сказок братьев Гримм, однако ее реализация оказалась весьма непредсказуемой. Вошебная атмосфера сказки трансформировалась в напряженный и захватывающий сюжет, где знакомые мотивы обретали новое звучание. Например, история о Красной Шапочке представлена в виде рассказа о девушке в красном плаще, на которую в парке нападает оборотень. Поначалу сериал удивлял своей свежестью и оригинальностью, но с течением времени в его развитии стали прослеживаться некоторые закономерности. Порой казалось, что грань между миром обыденности и мира сверхъестественного размывается, и уже сложно однозначно определить, кто перед тобой – человек или существо, скрывающееся под маской.
Действие сериала разворачивается в сердце Америки, в живописном и динамичном городе Портленде. В центре повествования – харизматичный и проницательный детектив Николас Бёркхардт, которого все его коллеги и близкие ласково называют Ником. В каждом эпизоде ему предстоит распутывать запутанные и загадочные преступления, в которые, как правило, вовлечены обитатели потустороннего мира, известные как Существа. Главная тема, пронизывающая весь сериал – это многовековое противостояние между Гримами и Существами, исход которого определит судьбу всей планеты.
Жизнь молодого человека текла размеренно и предсказуемо, пока его тетя Мари не открыла ему неожиданную тайну. Оказывается, он потомок древнего рода охотников на Существ – Гримов. С этого момента его жизнь кардинально меняется, и перед ним встает задача очистить мир от опасных Существ, чьи намерения не сулят ничего хорошего человечеству. Эти существа обладают невероятными способностями, огромной физической силой и способностью принимать облик человека или принимать чудовищные формы, сочетающие человеческие черты с признаками неведомых созданий. Только Гримы способны распознать этих оборотней и противостоять им, обладая уникальными способностями.
Осознавая свою ответственность за защиту людей, Ник принимает решение бороться с этой угрозой, не собираясь мириться с присутствием Существ в родном городе. В первые сезоны зритель видит, что не все Существа стремятся к уничтожению человечества, и герою удается найти тех, кто мечтает о мирной и спокойной жизни. Среди них появляются верные друзья и помощники в борьбе с теми, кто жаждет власти и хаоса.
Первый сезон шестого сезона уже стал настоящим подарком для преданных поклонников, и с нетерпением ожидаем продолжения этой захватывающей истории.
Нельзя не упомянуть о ключевых персонажах, без которых сериал потерял бы свою уникальность:
* **Монро**: Потрошитель, ставший неожиданным другом Ника и оказывающим неоценимую помощь в понимании мира Существ. Его жена, Розали, является ценным источником информации об обычаях и традициях потустороннего мира.
* **Шон Ренар**: Начальник Ника и Хэнка, а с пятого сезона – мэр города. Его сложная и запутанная история, происхождение от ведьмы и незаконнорожденный ребёнок королевского рода, добавляют его образу глубины и неоднозначности.
* **Дрю Ву**: Сотрудник полиции, работающий вместе с Ником и Хэнком, который, не подозревая об истинной природе угрозы, оказывается втянутым в водоворот событий. Его трансформация в оборотня, несмотря на сохранение верности своим принципам, делает его еще более решительным в борьбе с Существами.
* **Розали Калверт**: Жена Монро, близкая подруга Ника и Джульетты, владеющая лавкой с пряностями и располагающая обширным архивом информации о Существах.
* **Адалинда Шейд**: Изначально помощница Ренарда, потом его жена, обладающая мощными магическими способностями. Ее непростые отношения с Ником и сложные перипетии судьбы делают ее образ невероятно притягательным.
* **Диана**: Дочь Адалинды и Ренарда, обладающая беспрецедентной силой, способной изменить ход событий.
За годы существования сериала сложилась крепкая команда, и каждый персонаж внес свой вклад в создание неповторимой атмосферы. Наконец, ожидание седьмого сезона не должно заставить фанатов сериала расстраиваться!
## Ода разочарованию: Размышления о "Гримм" и вопросы справедливости рецензий
Не скрою, меня терзает один досадный вопрос, который, словно навязчивая мелодия, звучит в голове: сколько же платят за столь снисходительные и восторженные отзывы о данном сериале? Скрупулезно изучая его содержание, я не могу отделаться от ощущения глубочайшего недоумения – как может человек с нормальным мышлением и критическим аппаратом считать это произведение искусства, достойное похвалы?
Попытаюсь разобрать по порядку, что именно вызывает столь острое неприятие. Первоначальные ожидания были скромны, и в этом, пожалуй, была моя ошибка. Первый сезон показался довольно монотонным, придерживаясь четкой, повторяющейся структуры: обнаружение тела – начало расследования – выявление нового существа – разрешение ситуации. В начале пути это не вызывало особых претензий. Однако, к сожалению, последующие сезоны лишь усугубили эту проблему, не предлагая ничего нового, кроме нарастающего ощущения деградации персонажей. Если вначале второго сезона можно было проявить некоторое сочувствие главному герою, терзаемому переживаниями о своей возлюбленной, то к шестому сезону он уже вызывал нечто близкое к отвращению, превратившись в карикатурный образ, лишенный глубины и логики.
В целом, персонажи ощущаются картонными, лишенными истинной мотивации и последовательности. Их поведение часто противоречит здравому смыслу, а поступки не подкреплены убедительными причинами. Кажется, что сценарист, стремясь угодить аудитории и повысить рейтинги, без колебаний переключает их между добром и злом, не заботясь о внутренней логике развития характеров.
Ник Бурхард, главный герой, изначально воспринимающий мир через призму уникального видения, постепенно скатывается до уровня простодушного и неспособного к рациональному мышлению индивидуума. Его кажущиеся суперспособности появляются и исчезают, как по мановению волшебной палочки, без каких-либо объяснений или обоснований. К финалу сериала он превращается в агрессивного, неадекватного человека, бессмысленно метающегося в поисках выхода, вместо того чтобы использовать свои знания и способности для решения стоящих перед ним задач. Впечатляющие преступления совершаются существами, а сам он, с детским уровнем мышления, отправляет их в тюрьмы, игнорируя их природу и особенности.
Джульетта, или Ева, возлюбленная Ника, практически не оказывает влияния на развитие сюжета. Ей не предоставляется возможность раскрыть свой потенциал, что делает ее персонаж плоским и лишенным живости. Лишь короткий эпизод в конце четвертого сезона позволяет заглянуть за маску безразличия, но и эта надежда сразу же разбивается о стену сценарийных ограничений.
Хэнк, напарник Ника, предстает перед нами, по всей видимости, лишь в целях соблюдения приличий и демонстрации толерантности к представителям разных рас. Ву, офицер полиции, пытается разрядить обстановку шутками, которые, к сожалению, не вызывают ни малейшего смеха. Если бы его персонаж был развит, он мог бы принести реальную пользу, но в итоге он остается лишь фоновым персонажем, получающим в конце сериала незначительное повышение.
Моно и Розали, представители мира существ, заслуженно вызывают симпатию. Их взаимоотношения реалистичны и убедительны, добавляя в сериал нотки тепла и уюта.
Ренар, шеф Ника, представляет собой любопытный микс: наполовину колдун, наполовину представитель королевской семьи. Однако, несмотря на его интересную предысторию, мы не видим проявления его способностей, и он остается практически неразвитым персонажем. Кажется, что сценарист, принимая решения о его роли, руководствуется случайным выбором, определяя его характер то добрым, то злым.
Адалинда, блондинка, воплощает в себе стереотипный образ ведьмы, но ее сила и мотивации остаются загадкой. Она постоянно перебегает на сторону того, кто предлагает ей более выгодные условия, не осознавая, кем является на самом деле.
Бад, существо, обладает харизмой и чувством юмора, но его роль в сериале слишком мала, а о нем мы знаем слишком мало.
Тереза/Беда – еще одна Гримм, потенциальная героиня, вокруг которой можно было бы построить захватывающую историю. Она действует более решительно и обладает более полезными способностями, чем Ник. Однако, как и Джульетта, она становится жертвой сценарийной урезки, не получив возможности полностью реализовать свой потенциал.
Сериал не предлагает зрителю неожиданных поворотов сюжета или захватывающих твистов. Все предсказуемо для всех, кроме главных героев, постоянно попадающих в ловушки.
Особого внимания заслуживают постановки драк, которые, за редким исключением, с участием Беды, выглядят неряшливо и невнятно. Съемки в темноте, хаотичные движения – все это лишает сцены динамики и напряжения.
Самая серьезная проблема заключается в отсутствии единой сюжетной линии и продуманного сюжета. Сначала повествование вращается вокруг таинственных ключей, затем фокусируется на исчезнувшей королевской семье, и далее переходит к борьбе существ и обычных людей. Конфликт, объявленный всеобъемлющим, локализован лишь местом обитания главных героев. Попытки определить главного антагониста оказываются тщетными. Внезапно появляется таинственная организация, борющаяся с теми, кто стремится изменить мир существ. Объяснений ни на какие вопросы нет. И финальный сезон: все вышеперечисленные элементы сливаются в нелогичную кашу, которую некому расхлёбывать.
Уровень моего возмущения последним сезоном практически не поддается описанию – это апофеоз глупости и бессмысленности.
Я настоятельно рекомендую воздержаться от просмотра данного сериала, если вы не хотите подвергнуть себя пыткам от бессмысленной и нелогичной игры персонажей.
Итак, финальные титры погасли, и остается лишь переварить впечатления от этого сериала. Впечатления, признаться, неоднозначны: есть за что похвалить, есть, к сожалению, и над чем серьезно поразмышлять. Прежде чем продолжить, предупреждаю: мой дальнейший анализ не обойдется без спойлеров – они, увы, необходимы для всесторонней оценки.
В самом начале, задумка, хоть и не революционна, безусловно интригует. Нам, как зрителям, предлагается переосмыслить знакомые с детства сказки и легенды, взглянуть на них под иным, неожиданным углом. Оказывается, удивительные существа, прячущиеся от людских глаз, обитают в тени реальности, а лишь уникальный дар семьи Гриммов позволяет выявлять их в моменты стресса и повышенной эмоциональной волатильности. Принято считать, что эти существа подлежат ликвидации, вне зависимости от их намерений. Однако, главный герой, служитель закона и носитель твердых моральных принципов, стремится к более объективной оценке, стремится понять, кто заслуживает милосердия, а кому действительно нужна справедливость – и быстрое возмездие.
Концепция эта, безусловно, заслуживает похвалы, а её практическая реализация – особого внимания. И тем не менее, признаюсь честно, количество ликвидированных существ, вне зависимости от того, было это спланировано или нет, вызывает недоумение.
В большей степени, сериал тяготеет к детективному жанру, где каждая серия представляет собой отдельное, замкнутое дело. Однако, к шестому сезону неизбежно возникает вопрос: что за парад фантастических существ проходит в динамичном Портленде? И почему расследованием занимаются всего два детектива из одного участка? Нагнетает ситуацию и тот факт, что в качестве антагонистов практически всегда оказываются именно эти самые существа. В конце концов, и люди способны на жестокость, на ликвидацию чуждого, но если такие случаи и происходили, то, как правило, они были вызваны необходимостью самозащиты. И, признаться, я искренне завидую нервной системе местного коронера – он, очевидно, обладает невероятной устойчивостью, поскольку ни разу не проявил признаков ментального расстройства, ограничившись лишь философским пожиманием плечами.
На мой взгляд, детективы действительно заслуживают уважения – поразительно, где они скрывали всех, кого "нейтрализовали" по ходу расследований, и как виртуозно они "заметали следы" в наиболее критических ситуациях. Это наводит на серьезные размышления о справедливости и о том, насколько она может быть субъективна.
Что касается любовных линий, то лишь отношения между Монро и Розали вызвали у меня искренний интерес и сочувствие. Между остальными персонажами не было никакой химии, никакого взаимного притяжения – они просто бегали от одних к другим, как тени. Несмотря на это, стоит отдать должное создателям сериала – подобный любовный клубок, получившийся в итоге, не мог быть предсказан. По-своему неожиданные повороты сюжета, безусловно, были, однако, они не смогли кардинально улучшить общую картину.
Не добавило привлекательности сериалу и навязчивое желание "напихать" в сюжет отдельные элементы для развития сквозной линии, а затем, без должного объяснения, просто от них отказаться. Загадочная королевская семья, представленная в качестве могущественного противника Гриммов, вполне гармонично вписывалась в общую "сказочную" концепцию. Однако, сценаристам, видимо, захотелось создать нечто более устрашающее, и они быстро избавились от этой семьи, вовлекая сюжет в глобальную, едва ли не военную, схватку. В ход пошли тайные организации, политика, неадекватное поведение капитана – и хаос воцарился. К счастью, справиться с этой сложной ситуацией сумели всего два представителя семьи Гриммов, и мир снова обрел покой.
Но разве это конец? Разумеется, нет. Вскоре выплыло на поверхность древнее пророчество о злом дяде из потустороннего мира, кажущемся непобедимым при всеобщей атаке, но все же терпящим поражение, если действовать сообща, исключительно с участием членов семьи Гриммов. И, в конечном счете, сериал завершился вполне счастливым концом. И, признаться, само наличие завершения уже является поводом для радости, поскольку я не люблю, когда сериалы обрываются без объяснимых причин.
Ну что же, в целом, на мой субъективный вкус, получилось что-то среднее. Запоминающиеся моменты, безусловно, есть, но не обходится и без нестыковок, без раздражающих мелочей. Поэтому, хотя и с некоторым сожалением, я вынужден признать, что сериал оставляет неоднозначные впечатления.
## Трагедия веры: почему "Гримм" потерял свою душу
Аркадий Аверченко в своей новелле "Тысяча первый рассказ о замерзающем мальчике" рисует жутковатую, но пронзительную картину рождественской ночи. Писатель и художник, бродя по заснеженной улице, находят у подъезда ребенка, дрожащего от холода. Первоначальное желание помочь, согреть, накормить и дать надежду, быстро сменяется осознанием, что этот акт милосердия – лишь клише, избитый сюжетный ход, характерный для святочных повествований. Герои отворачиваются, бросая мальчика на произвол судьбы. Это не просто история, это метафора утраты веры в добро и справедливость.
Похоже, режиссеры и сценаристы "Гримма" руководствовались схожей логикой, решив, что устоявшийся сюжет о возмездии и верной любви – это утопия, неспособная удержать зрителя и поднять рейтинги. Неважно, когда эта мысль посетила их – в процессе разработки сценария или уже на этапе съемок. Поиск свежих, нетривиальных поворотов в проверенной формуле воссоединения любимых героев – дело хлопотное и требующее немалых усилий. И когда сюжет заходит в тупик, у авторов наступает момент истины: что с ним делать? В соответствии с давно усвоенным принципом, что позволяет усложнить ситуацию и вызвать интерес публики, если с персонажем что-то идет не так, он должен быть устранен. Так и произошло: на двадцатой минуте второго акта, в заключительной части четвертого сезона, после создания почти девяноста серий, правила игры были кардинально изменены.
Одной из наиболее примечательных черт стиля "Гримма" всегда была его прозрачность, ясность и логичность происходящего. Превращение возлюбленной главного героя в ведьму – совершенно понятно. Ее переформатирование в "добрую ведьму" – также очевидно, ведь, по словам Генриетты, обратное превращение в человека невозможно. Однако судьба Джульетты после прикосновения волшебной палочки окутана тайной, оставаясь совершенно непонятной! Палочка – не человек и не существо, она обладает намного большей силой, и Генриетта не могла знать о ее истинной мощи. Создатели "Твин Пикса" имеют право на использование намеренной двусмысленности и тумана, это неотъемлемая часть их авторского стиля. Но авторы "Гримма" изначально выбрали иную дорожную карту.
В результате произошел крах внутренней логики повествования. Сюжет стал метаться из стороны в сторону, словно потеряв ориентиры. Сквозной сюжет подвергся произвольным, порой совершенно необоснованным изменениям, злодеи и антагонисты главного героя, сменялись с головокружительной скоростью: королевская семья, "Черный Коготь", Люцифер... Параллельно с этим, произошел неумолимый упадок авторитета главного героя. Бёркхард практически отстранен от борьбы с бунтующими существами, а вернувшаяся Беда сообщает ему о победе над "Когтем" лишь беглым замечанием. Ник, некогда бесстрашный и решительный, порой выглядит растерянным и дезориентированным – не случайно многие зрители выразили резкое осуждение его схватки с друидом, Стражем Леса.
Из подлинного героя, из рыцаря без страха и упрёка, "Гримм" превратился в уязвимую и податливую фигуру, с которой можно поступить как угодно. Даже – поспешно "женить" на главной злодейке, плохо обосновав ее трансформирование в ангела и, что еще более вопиюще, ее внезапную любовь к нему. Чтобы Ник не вернулся к Джульетте, создали образ Джульетты как косвенную виновницу гибели матери Ника. Между тем, на протяжении большей части сериала, романтические отношения Ника и Джульетты были тем самым краеугольным камнем, на котором строилось эмоциональное ядро повествования, делая его теплым и привлекательным для вдумчивых зрителей. С момента, как верная любовь покинула историю, "Гримм" превратился в обыденный, плохо продуманный и лишенный всякой изюминки квест.
Другими словами, мальчик замерз. И вместе с ним угасла надежда на то, что сказка все еще может быть доброй и справедливой.
С первых эпизодов "Гримм" вызывал у меня глубокое расположение – к создателям и к героям, населяющим этот мистический мир. Я с удовольствием погружался в повествование на протяжении долгих трех, а, пожалуй, даже почти четырех сезонов, и даже некоторые серии пятого не оставили меня равнодушным. Однако где-то в середине четвертого сезона я ощутил тревожный разрыв между моей внутренней логикой и замыслом сценаристов и режиссеров.
Прежде чем углубиться в критику, позвольте мне отметить, что к актерскому составу у меня практически нет претензий. В "Гримме" собрано множество талантливых исполнителей – от выдающихся до просто хороших и вполне достойных. Особое внимание я хотел бы уделить актрисам, чьи роли часто остаются в тени, но безусловно обогащают сериал: Мари и Келли Бёркхарт. Их игра отличается поразительной точностью, лаконичностью и естественностью, без намека на показную игру. Несмотря на относительно небольшое количество экранного времени, их персонажи остаются в памяти надолго. Нельзя не упомянуть и Бада – этот комический персонаж является неотъемлемой частью атмосферы сериала, без него история потеряла бы значительную долю своего очарования. В целом, я считаю, что кастинг основных ролей был выполнен блестяще.
Мои главные вопросы адресованы творцам, ответственным за визуальную и сюжетную составляющие. Эти вопросы касаются, прежде всего, этического аспекта, поскольку, на мой взгляд, все остальное – от динамики повествования до визуального стиля – зависит от или прямо вытекает из фундаментальных моральных постулатов, заложенных в основу произведения. Фэнтези – это, по сути, одна из разновидностей сказки, а в сказках, как и положено, восторжествуют базовые нравственные ценности: романтика, идеалы, задающие ориентиры для этики повседневной жизни. Но что же происходит в "Гримме", если взглянуть, например, на развитие лини персонажей?
Мы наблюдаем картину, когда Ник прощает Адалинде злодеяния, совершенные ею в ясном, осознанном состоянии. Однако он не простил своей возлюбленной, Джульетте, злодеяния, совершенные в состоянии безумия – состоянии, в которое ее, между прочим, вогнала та же Адалинда, а также сам Ник. В сериале осуждается насилие со стороны мужчин (эпизод с подругой, подвергшейся избиениям со стороны мужчины-оборотня), но насилие со стороны женщин фактически остается безнаказанным (Адалинда использует обман, чтобы совершить над Ником акт, схожий с изнасилованием). А кульминацией всего этого становится триумф зла: Адалинда, еще в первых сезонах представляющая собой абсолютную злодейку, награждена – семьей, любовью, полным перевоплощением. В то же время Джульетта, большую часть времени выступающая в роли ангела-хранителя главного героя, терпит суровое наказание, теряя все, что ей дорого. Создается ощущение, что авторы вдруг потеряли способность различать "хорошо" и "плохо".
Слабость шестого сезона, и особенно финальная серия, вполне закономерна – грубые ошибки, допущенные в четвертом и пятом сезонах, неизбежно должны были привести к подобному результату.
В "Гримме" множество увлекательных элементов, способных притянуть зрителя: новаторская концепция (существа, скрывающиеся в облике обычных людей), захватывающий сюжет и яркие, запоминающиеся персонажи. Однако поверхностные сценарные и режиссерские решения, не подкрепленные психологической глубиной, существенно снижают уровень сериала, особенно его финальной трети. По моему мнению, "Гримм" изначально заслуживал оценки в 8 баллов из 10, но финал принес мне лишь 5,5, что, как ни парадоксально, совпадает с оценкой, вынесенной американской кинокритикой.