Около трех лет назад телеканал «Showtime» предпринял смелый и весьма неординарный шаг, представив в прайм-тайм сериал, получивший название «Соединенные Штаты Тары». В результате возникло произведение искусства, обладающее совершенно уникальным характером, обусловленным, прежде всего, сложным образом главной героини – женщины, чья внутренняя вселенная населена множеством самобытных и совершенно неповторимых личностей.
**Нелинейное восприятие действительности**
В моменты повседневной жизни Тара Грегсон предстает как талантливый, но, по сути, нереализованный художник, погруженная в рутину и несущая на своих плечах бремя материнства. Она скрупулезно следит за своим творческим процессом за письменным столом, водит детей в школу и занимается обычными хозяйственными делами, представляя собой образец уравновешенности и исполнительности. Однако, под натиском обстоятельств и эмоционального стресса, эта хрупкая оболочка может расколоться, и тогда появляется искушение отступить в один из множества альтернативных «я».
Этот внутренний спектр личностей можно с полным правом назвать не просто двуличностью, а сложным комплексом, представляющим собой, своего рода, проекцию на вызовы и противоречия общественных отношений. Состояние Тары можно интерпретировать не только как клинический диагноз, но и как отражение человеческой склонности уклоняться от ответственности, как попытку делегировать собственные действия, под предлогом отсутствия осознанности.
**Сюжетная палитра и социальная значимость**
Для сценаристов подобная внутренняя сложность является настоящим благословением, предоставляя беспрецедентные возможности для развития сюжета. Несмотря на то, что сериал балансирует на грани развлекательности и достоверности, он ощутимо связан с многолетним общественным интересом к проблемам психического здоровья и индивидуальной идентичности. Он активно противостоит стигматизации, разрушает устоявшиеся стереотипы, связанные с психическими заболеваниями, и деконструирует традиционные образы «психически больных» и однозначных злодеев. Сам персонаж Тары пародирует клише, высмеивая привычные архетипы героев с их преувеличенными достоинствами и недостатками.
В стремлении к максимальной аутентичности, создатели сериала не пожалели средств, пригласив в качестве консультанта одного из ведущих клинических психиатров. По всей видимости, именно это обеспечило сериалу глубину и реалистичность, выгодно отличающие его от других подобных проектов.
Безусловно, сюжетная линия, повествующая о внутреннем мире главной героини, может показаться несколько вымышленной, созданной специально для привлечения внимания зрителей. Однако, внутренний разлад и фрагментация самосознания, переживаемые Тарой, отражают реальность людей, страдающих диссоциативным расстройством личности – официальным термином, обозначающим раздвоение личности. Важно подчеркнуть, что это состояние кардинально отличается от шизофрении, представляя собой принципиально иной спектр психических проявлений. У Тары, как и у людей, страдающих диссоциативным расстройством личности, существует множество "я", каждое из которых потенциально способно контролировать поведение человека.
**Эволюция борьбы и поиск ответов**
Пожалуй, наиболее напряженным и динамичным является третий сезон сериала. Именно в этой части разворачивается активная борьба за целостность личности, в которой на помощь Таре приходят новая, ранее не проявленная личность – Брайс, и преподаватель психологии по имени Джек Хаттарас. Однако, стоит ли этой борьбы, ведущейся с самим собой, быть продолженной? Именно заключительный сезон сериала, поставленный перед этой непростой задачей, должен дать на этот вопрос окончательный ответ, представив зрителю Тару, предстающую перед ними с принципиально новой стороны.
## Разделение и Единство: "Соединенные Штаты Тары" как Зеркало Американской Реальности
Тема раздвоения личности, кажется, давно прочно обосновалась в кинематографе, прорастая в самых разнообразных жанрах – от леденящих душу триллеров до легких комедий. С каждым новым фильмом возникает ощущение некоторой вторичности, сомнение в способности режиссеров удивить зрителя, привыкшего к подобным сюжетным ходам. Однако, сериал "Соединенные Штаты Тары" (United States of Tara) умудряется выйти за рамки стандартного повествования, не предлагая революционных идей, но мастерски сочетая привычный троп с глубоким социальным комментарием.
В основе сюжета – история обычной американской семьи, с ее будничными заботами и обыденными проблемами, которые блекнут в сравнении с внутренним хаосом, терзающим Тару (Тобин Хелл). Зритель знакомится с Ти (Джейк Верт), сложным и противоречивым юношей, чьи эксцентричные, порой шокирующие выходки, являются источником постоянного напряжения в семье. Его бунтарский дух не позволяет Максу (Брайан Крэнстон), мужу Тары, уйти от ответственности, напоминая ему о роли не только успешного мужчины, но и любящего отца и преданного супруга.
Параллельно развивается линия Эллис (Мишель Легранд), утонченной и интеллигентной женщины, олицетворяющей стремление к идеальной семейной жизни и финансовой стабильности. И, конечно, нельзя забыть о Баке (Чарльз Бейли), ярком и запоминающемся персонаже, воплощающем в себе образ типичного ветерана Вьетнамской войны: алкоголик, курильщик, поклонник порнографии и непритязательных женских компаний, вызывающий невольные ассоциации с эффектным Дони Бобом из культового фильма "Большой Лебовски".
Именно концентрация в личности Тары четырех столь непохожих, порой несовместимых, "я" и создает уникальную атмосферу сериала, придавая ему определенный шарм и глубину. Несмотря на это, один из заметных минусы проекта – недостаток глубокого психологизма, столь характерного для произведений, исследующих тему раздвоения личности. Скорее, сериал склоняется к жанру комедийной мелодрамы, вовлекающей в свое повествование всех окружающих персонажей, а не к мрачной психологической драме. Это обстоятельство необходимо учитывать при оценке проекта.
Жизнь каждого из героев наполнена своими собственными, порой тяжелыми, испытаниями, к которым они вынуждены адаптироваться, равно как и к причудливым проявлениям личности Тары. Одним из наиболее привлекательных аспектов сериала является атмосфера преданности, которая проявляется в неожиданных и трогательных моментах. Она раскрывается особенно ярко в отношениях Макса и Тары.
Наблюдая за очередным разрушительным и непродуманным "срывом" Тары, зритель начинает думать, что ее семья и близкие отвернутся от нее, включая ее мужа. Однако именно в такие моменты проявляется преданность Макса, его готовность сопереживать и поддерживать любимую женщину. Это вызывает глубокое чувство сопричастности, заставляет переосмыслить отношения героев и проникнуться к ним искреннее сочувствие, позволяя взглянуть на них с новой перспективы. Этот трогательный аспект, наряду с яркими персонажами и социальной заостренностью, делает "Соединенные Штаты Тары" сериалом, достойным внимания и заслуживающим размышлений.
Несмотря на глубокую симпатию, которую я испытываю к талантливой актрисе Тони Колет, необходимо признать, что ее персонаж, к сожалению, начинает нести в себе зерно монотонности, быстро утомляя зрителя. Однако было бы несправедливо возлагать на нее всю ответственность за возникшие недостатки – львиную долю вины следует переложить на плечи сценаристов, в особенности на Диабло Коуди, который сделал ставку на неоднозначную главную героиню, чей облик и характер претерпевают поистине радикальные трансформации, фактически меняя не два, а целых три маски, создавая при этом немало сложностей не только для себя, но и для своего супруга, и для остальных членов семьи.
Эта довольно изощренная художественная уловка позволяет углубить погружение в мир хозяйки повествования, расширяя горизонты ее влияния и связей, динамично развивая сложные линии и внутренние конфликты, как в пределах домашнего очага, так и за его пределами. Все это подается с неподдельной иронией и искрометным юмором – то, что под силу лишь Тони Колет, чье мастерство затмевает всех, кто оказывается в сфере ее профессионального сияния, включая даже дочь и по-настоящему терпеливого мужа.
Первоначально, весьма увлекательный набор мотивов, как глубоко личных, так и отражающих острые социальные проблемы, свобода в общении и прямолинейность в речи, включающая в себя не только колкие замечания, но и откровенные признания героев, способны удерживать внимание зрителя на протяжении некоторого времени. Однако, когда зритель привыкает к происходящему на экране, начинает проступать общая типичность диалогов, схематичность построения сюжетной линии и ее, увы, шаблонность, не отличающаяся от множества других подобных проектов.
Постепенно сериал начинает казаться стесненным, стремясь компенсировать дефицит оригинальности за счет перегруженных диалогов. И, тем не менее, следует отметить, что это состояние является временным – со временем фантазия сценаристов иссякает, и они сами становятся жертвами собственной изобретательности, делая чрезмерный акцент на ведущей персонаже и, как следствие, обедняя драматургию за счет всех остальных действующих лиц.
Впрочем, к актерскому составу претензий у меня, пожалуй, нет, ведь они, без сомнения, продемонстрировали не меньшие профессиональные навыки и самоотдачу. В свои лучшие моменты каждый из "сопутствующих" Тары способен выдержать даже самую сложную эмоциональную нагрузку, переходя от глубочайшего отчаяния до взрывного смеха или мучительной боли. По-настоящему жаль, что талантливых исполнителей превратили в заложников персонального "бенефиса", не предоставив им возможности для дальнейшего развития и демонстрации всей палитры своих актерских возможностей.
И, тем не менее, несмотря на определенные ограничения, актеры успешно справляются с поставленные задачи, подстраиваясь под предложенный сценарий и максимально используя волну свободы и искреннего самовыражения. В моменты, требующие эксцентричности, они безудержны, а в других – демонстрируют исключительное мастерство, оставляя неизгладимое впечатление как мыслящие и экспериментирующие личности, исполненные силы и эмоций, находящиеся в постоянной борьбе со своими страхами и комплексами. Эти личности, сами по себе, представляют огромный интерес, и в отдельных эпизодах способны даже превзойти главную героиню, добавляя проекту новые грани и оттенки.