## Беззаботный хаос Чатствуда: Размышления о британском реализме "Бесстыдников"
Сериал "Бесстыдники" – это, без сомнения, яркое и неоднозначное полотно, рисующее картину жизни группы людей, чья жизнь, на первый взгляд, кажется бесконечным праздником, лишенным каких-либо серьезных забот. Они словно плывут по течению, позволяя себе моменты безудержного веселья и безрассудных поступков. Однако, прежде чем перейти к детальному рассмотрению этого британского реализма, стоит отметить одну важную деталь: в сравнении с американской версией, британский "Бесстыдники" не достигает той же высоты художественного признания. Эта разница, вероятно, обусловлена некачественным переводом, который порой напоминает диалекты исчезнувших цивилизаций. Многие зрители, разделяющие мое мнение, утверждают, что для полного погружения в атмосферу любого зарубежного произведения необходимо смотреть его в оригинале.
Чтобы по-настоящему оценить сериал "Бесстыдники", требуется определенный жизненный опыт и понимание специфического британского юмора, зачастую абсурдного и граничащего с черным. Некоторые нюансы, лежащие в основе комических ситуаций, могут быть понятны лишь британцам или тем, кто глубоко знаком с культурой Великобритании. Однако это не должно служить препятствием для тех, кто открыт для новых впечатлений и готов погрузиться в мир безудержного хаоса.
Действие разворачивается в Чатствуде, небольшом районе на севере Манчестера, где обитают герои, чьи жизни переплетаются в сложный узел взаимоотношений. Их излюбленное место – паб "Jockey", где они проводят большую часть своего времени, забывая о повседневных заботах. Сюжет концентрируется вокруг двух доминирующих семей: Гэллахеров и Магуайров, чьи истории формируют основной сюжетный каркас сериала.
Гэллахеров – это настоящая династия хаоса, во главе которой стоит Франк, персонаж, поразительный своей противоречивостью. Он – наркоман, алкоголик, отец огромной семьи, с которой он зачастую путается и забывает имена своих детей. Отказавшись от работы, Франк существует на пособие по безработице, что позволяет ему проводить дни напролет в любимом пабе, окруженный подобными ему же беззаботными душами.
В состоянии алкогольного опьянения Франк цитирует Шекспира, философствует о жизни и смерти, демонстрируя неожиданные всплески интеллекта. Несмотря на свою жизнь, полную пороков, он считает себя хорошим отцом и потенциальным женихом для любой женщины (по его мнению), однако личная жизнь его не увенчалась успехом – одна из его жен ушла к другой, другая страдает от агорафобии. Похоже, именно эти неприятности и являются причиной его вечного недовольства.
Первая жена Франка, Моника, возвращается домой после неудачного романа с женщиной по имени Норма. Сама Норма, не оставляя надежд на возвращение Моники, живет в своем старом минивэне, припаркованном на лужайке перед домом Гэллахеров. Моника – эксцентричная личность, находящаяся в состоянии подросткового бунтарства, несмотря на свой возраст. Ее любовь к вызывающим нарядам и розовым очкам создает комичный контраст с окружающей реальностью.
Среди детей Гэллахеров выделяются две дочери, Дэбби и Фиона, и три сына: Иэн, Карл и Лиам. Дэбби, изначально представляющаяся вполне нормальной и умной девочкой, со временем подвергается влиянию семейных генетических особенностей, превращаясь в точную копию своей старшей сестры Фионы. Она часто ворует в магазинах, избегая наказания, и легко покоряет сердца мужчин, оставляя за собой разбитые надежды.
Иэн, неродной сын Франка, не стал от этого более адекватным, чем остальные члены семьи. Он – гей, соблазнивший немало мужчин за время действия сериала. В финале его привлекает молодая и привлекательная подруга брата, с которой они продолжают свою беззаботную жизнь.
Карл, в подростковом возрасте страдающий от комплексов и проблем с кожей, со временем превращается в симпатичного парня, активно завоевывающего сердца девушек города. Его невероятное либидо проявляется в многочисленных и неразборчивых связях, от матери своей девушки до любой малолетней, подвергшейся его очарованию.
Лиам, обладая острым умом, выбирает путь своей младшей сестры-воровки, Дэбби, и становится искусным угонщиком автомобилей. Он тесно дружит с Карлом.
Семья Магуайров, возглавляемая Падди, также является постоянным посетителем паба "Jockey", но все знают, что с ним шутить не стоит. Этот суровый ирландец занимается мелким бандитизмом, но мог бы стать образцовым семьянином, если бы не его кризис.
Джейми Магуайр, вероятно, самый адекватный член этой семьи, он – примерный муж и отец, а также владелец паба "Jockey". Его брат Шейн – полная его противоположность, он женился на местной проститутке, и их единственным общим знаменателем является вера в настоящую любовь и священный брак.
Мики, еще один гей в сериале, тщательно скрывает свою ориентацию от семьи и зарабатывает на жизнь, водя туристов по достопримечательностям Манчестера на розовом лимузине.
Жизнь этих героев течет своим чередом, не омраченная серьезными проблемами. Кажется, что они живут в бесконечном празднике, наслаждаясь каждым моментом и не задумываясь о будущем. В их мире есть место лишь для веселья, безумства и беззаботности.
В самом сердце Манчестера, в вымышленном, пропитанном серостью и унынием районе Чатсворт Эстейт, разворачивается захватывающая сага о двух столь непохожих друг на друга семей – Магваэров и Галахер. Магваэры, с их грубоватым обаянием и криминальной хваткой, напоминают своеобразную, более приземленную пародию на легендарный клан Корлеоне. Они – воплощение уличной силы и жажды власти, движимые амбициями и безжалостностью.
В противоположность им, семья Галахер – это печальный образ угасания, портрет людей, погрязших в рутине нищеты и алкогольной зависимости. Фрэнк Галахер, отец семейства, – это типичный представитель социального дна, не способный обеспечить себя и своих шестерых детей. Его жизнь – это череда безнадежных дней, проведенных в ожидании очередного пособия по безработице и причитаний за содержание потомства.
Однако именно на плечи старшей дочери, Фионы, ложится тяжкий груз ответственности за благополучие всей семьи. Она – негласный лидер, умудренная опытом и вынужденная со зрелостью решать вопросы, не свойственные ее возрасту. Фиона – это маяк надежды в океане отчаяния, олицетворение стойкости и невероятной внутренней силы.
На протяжении одиннадцати сезонов зритель погружается в водоворот невероятных, комичных и порой драматичных событий, где нити судеб обеих семей переплетаются, создавая сложный, многогранный узор. Зрителя ждут неожиданные повороты, неловкие ситуации, комические недоразумения и трагические потери.
Несмотря на кажущуюся мрачность и пессимизм, сериал – это, прежде всего, великолепная комедия, наполненная искрометным юмором и человеческой теплотой. Да, черный юмор здесь, безусловно, присутствует, но он служит лишь подчеркиванием жизненных трудностей и служит своеобразной защитой от гнетущей реальности. Это история о борьбе, о надежде, о любви и о неукротимой силе человеческого духа, способного процветать даже в самых сложных и безнадежных обстоятельствах.
В круговороте бесконечного пьянства и забвения, Фрэнк Галлахер, человек, чья жизнь кажется безнадежной спиралью саморазрушения, как-то, пусть и весьма своеобразно, пытается взять на себя роль отца для шестерых детей. Парадоксально, но именно эти дети, выросшие в тени его нетрезвого существования, демонстрируют куда большую проницательность и осознание его истинной сущности, нежели сам Фрэнк. Сюжет, пронизанный мрачными отголосками трагедии и отчаяния, сбалансирован остроумными и язвительными шутками, отражающими наиболее тонкие грани английского комедийного юмора – черного, саркастичного и зачастую шокирующего своей откровенностью.
Нельзя не признать, что Великобритания, страна с богатейшими традициями театра и кинематографа, заслуженно занимает позицию законодателя моды в жанре комедийных драм. Ее подход к изображению человеческих слабостей, социальных проблем и внутренних конфликтов отличается неординарностью и глубоким психологизмом.
В заключение, хочется высказать мнение, что британский сериал "Бесстыдники" несомненно превосходит своего американского аналога. В Великобритании, его аудитория весьма многочисленна, он завоевал широкое признание и стал культовым явлением. Оригинальная британская версия отличается куда большей правдивостью и реалистичностью, а ее персонажи обладают невероятной харизмой и запоминающейся индивидуальностью. Трудно представить себе коммерческий успех – а именно 11 сезонов – если бы сериал был лишен достоинств.
Американская адаптация, разумеется, имеет своих поклонников, однако, по моему убеждению, большинство российских зрителей смотрят "Shameless USA" лишь потому, что первоначально именно его начали дублировать и распространять на российском рынке. Безусловно, культурные различия и предпочтения аудитории играют роль в оценке подобных произведений, но нельзя отрицать артистический триумф и глубину, присущие оригинальному британскому сериалу.