В недавнем прошлом я вновь обратилась к британскому сатирическому феномену – сериалу «Да, господин министр» (Yes Minister), создававшемуся в период с 1980 по 1984 год. Прежняя копия, хранящаяся у меня на дисках DVD, оказалась неполной, что побудило меня к поиску и просмотру целостного варианта. И что удивительно, неувядающая актуальность этого произведения за прошедшие десятилетия не только не уменьшилась, но, кажется, даже возросла.
Ведь бюрократия и демагогия – явления, увы, универсальные и вневременные. Они пронизывают человеческие институты, проявляясь в самых разных формах и, вероятно, будут продолжать эволюционировать, несмотря на кажущуюся неисчерпаемость возможностей для их изощрения. Сериал, словно отражение этих процессов, демонстрирует их с поразительной точностью, хотя действие разворачивается на английской почве. И, признаюсь, английская бюрократия, возможно, достигла в этом вопросе несравненного мастерства, демонстрируя такие виртуозные маневры, которые российским коллегам попросту не под силу.
В центре захватывающего повествования – три ключевые фигуры вымышленного министерства административных дел: министр Джим Хэкер (в блестящем исполнении Пола Эддингтона), его личный секретарь Бернард Вули (Дерек Фоулдс) и неизменный заместитель министра сэр Хамфри Эпплби (Найджел Хоторн). В сериале реализована уникальная структура: министры сменяются один за другим, в то время как эта опытная команда остается на своих местах, что позволяет секретарям и заместителям переживать смену нескольких политических фигур. Сэр Хамфри, уже три десятилетия прослуживший в министерстве, постиг искусство бюрократической акробатики до совершенства, превратившись в настоящего мастера своего дела.
Джим Хэкер, будучи, поначалу, несколько наивен и не обладая глубокими познаниями в бюрократических хитросплетениях, сталкивается с необходимостью осваивать новые навыки. На этом этапе ему приходит на помощь сэр Хамфри, фактически управляющий министерством, несмотря на периодические попытки Хэкера настоять на своих идеях. В конечном итоге, Джим Хэкер не только усваивает некоторые приемы, но и становится более проницательным игроком.
Вопрос о том, что может быть интересного в подобном сюжете, вполне логичен. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, сериал завораживает остроумием, блестящими диалогами и удивительной точностью в изображении человеческих пороков. Многие реплики заслуживают быть занесенными в анналы афоризмов, а сатирический юмор пронизывает каждую сцену.
В качестве яркого примера можно привести один из диалогов:
«– Вы хотите сказать, что политики – организованная преступность?
– И неорганизованная тоже.»
Популярность «Да, господина министра» была настолько велика, что последовало продолжение – сериал «Да, господин премьер-министр». Авторы оригинальной идеи, Джонатан Линн и Энтони Джей, воплотили в жизнь не только телеверсии, но и литературные адаптации, закрепив свой успех и создав своего рода энциклопедию бюрократического абсурда.
В череде развлекательных программ, призванных заставить зрителя хохотать до колик, этот сериал выделяется своей неоднозначной природой. Он не просто комедийный – он сочетает в себе элементы сатиры, делая его глубоко проникающим и заставляющим задуматься. Это не безобидная комедия, это скорее беспощадная ироничная панорама политического ландшафта, где высмеиваются не столько отдельные персонажи, сколько сама система, механизмы власти и присущие ей пороки.
Именно пристальный взгляд за кулисы, в самую "кухню" политического мира, делает этот британский феномен поистине уникальным. Здесь обнажаются не только тщательно скрываемые интриги, но и те странные нравы, которые формируют политический этикет. Зритель становится невольным свидетелем закулисных игр, отчаянных попыток удержаться на вершине власти, хитроумных обманов и атак, нередко переходящих грань приличий, – и сопутствующих им, ничуть не менее изощренных, контратак.
Безусловно, юмор присутствует, но он служит не самоцелью. Он лишь оружие в руках сценаристов и режиссеров, позволяющее донести до публики правду, часто горькую и неудобную. Сочетание остроумия, глубокого смысла и удивительной проницательности делает этот сериал гораздо больше, чем просто развлечение – это своего рода политический комментарий, обличающий недостатки существующей системы. Он не боится провоцировать, не стремится к потворствующему влиянию, а смело препарирует политические процессы.
Интересно отметить, что, по сведениям близких к премьер-министру, этот сериал имел особую популярность у Маргарет Тэтчер. Этот факт сам по себе весьма показателен, свидетельствуя о том, что даже те, кто находится на вершине власти, способны оценить иронию и проницательность сатирического взгляда на политику, не уклоняясь от критики, даже если она адресована самой системе, которую они олицетворяют. Сам факт такого признания делает сериал не просто развлечением, а культурным явлением, оказавшим значительное влияние на общественное сознание.