В памяти многих поколений навсегда запечатлён культовый криминальный сериал, бушующий огнём 80-х годов прошлого века. Его влияние ощущается и сегодня, и я, вспоминая те годы, вижу себя маленькой девочкой, заворожённой происходящим на экране, разделявшей переживания героев вместе с родителями. Те были годы наивности и чистоты восприятия, что объясняет особенную теплоту, с которой я храню воспоминания об этом сериале.
Ключевая идея, пронизывающая всю историю, – это безоговорочная вера в торжество добра и справедливости. Ведь что остается, если лишиться этой веры? Главный герой, воплощая этот идеал, бесстрашно бросает вызов беззаконию, отчаянно борётся с коррупцией, жертвуя всем ради своей благородной цели. Комиссар полиции, он готов противостоять могущественным преступным синдикатам, настоящим мафиозным структурам, не боясь ни угроз, ни последствий. В его сердце горит уверенность, что город можно очистить от скверны, сделать его безопасным и мирным местом для жизни.
Однако, одинокая борьба с системой – задача, кажущаяся практически невыполнимой. Несмотря на это, сериал с поразительной реалистичностью воссоздает атмосферу эпохи, погружает зрителя в водоворот событий, демонстрируя мрачные реалии того времени. Да, наблюдать за этим не всегда легко, порой это вызывает чувство тревоги и дискомфорта, но именно такая достоверность и делает картину столь убедительной.
Коррупция, к сожалению, является древним пороком, искоренить который – задача поистине титаническая. Это неоднократно подчеркивают второстепенные персонажи, пытаясь донести до главного героя суровую правду жизни. Однако, у него свой взгляд на вещи, свои принципы, которые он не готов переступить.
Несомненно, перед нами выдающееся произведение, не имеющее аналогов в истории кинематографа. Однако, у шедевра есть и ощутимый недостаток – некоторая затянутость. Десять сезонов – это внушительный срок, и, признаться честно, в последних из них теряется та глубина и тот драйв, которые так привлекали зрителя. Возможно, стоило завершить историю раньше, когда сюжет не потерял своей изюминки и оригинальности. Создатели, казалось, пытались сохранить верность первоначальной задумке, предлагая зрителям неожиданные повороты и важные откровения. Однако, здравый смысл, похоже, был утрачен, и исправить ситуацию уже не удалось.
Признаюсь, финал оставил неоднозначные чувства. Отсутствие прежней эмоциональной насыщенности и восторженности ощутимо. Тем не менее, в заключительных эпизодах можно найти и тёплые, и немного грустные моменты. Мне было искренне жаль расставаться с любимыми героями, с этой захватывающей историей, которая стала частью моей жизни. Но, как говорится, всему приходит свой конец, и сериал «Спрут» не исключение. К счастью, создатели, наконец, решили не "растягивать резину" и позволили зрителям достойно попрощаться с любимыми персонажами.
Несмотря на некоторые недостатки, картина, безусловно, заслуживает внимания и высокой оценки. Я смело рекомендую её к просмотру всем, кто ценит захватывающие истории, сильных персонажей и атмосферное кино, заставляющее задуматься о вечных ценностях.
Прежде чем приступить к анализу, я предпринял сознательное усилие отстраниться от тех переживаний, которые, несомненно, охватывали зрителя, пережившего первые четыре сезона этого культового сериала в юности, когда он транслировался по телевидению, объединяя всю страну. Это было время, когда городские улицы погружались в затишье, пока все обсуждали каждую новую серию в общественном транспорте, а трагическая кончина Коррадо Каттани вызвала волну искреннего скорби, в которой немалая часть женского населения оплакивала его как реального человека. Безусловно, имя Микеле Плачидо, исполнившего эту легендарную роль, до сих пор вызывает теплые воспоминания и неподдельную симпатию в странах бывшего Советского Союза.
По правде говоря, будучи человеком уже не столь юным и накопившим за годы значительный кинематографический опыт, я пересмотрел первые сезоны с совершенно иного ракурса. Они открылись мне не столько как захватывающее полотно борьбы с организованной преступностью, сколько как глубоко личная драма Коррадо Каттани, чья жизнь была омрачена чередой трагических потерь самых близких людей, на фоне его безжалостного противостояния с криминальным миром. Лишь с пятого сезона, после ухода Каттани из повествования, сериал обрел ту самую, знакомую многим, форму, что можно считать началом настоящего "Спрута" и сохранял ее до финальных титров. Этот период ознаменовался значительной эволюцией сериала, приблизившей его к другим, уже существующим произведениям жанра, таким как, например, "Дон Карлеоне" (2007), однако, несмотря на это, сериал сохранил свою уникальную идентичность, не потеряв свой неповторимый колорит.
Не могу не отметить один существенный недостаток, заключающийся в ощутимом дисбалансе характеров: ярчайший, запоминающийся образ Тано, безусловно, затмевает довольно бледный и, увы, несколько шаблонный портрет Сильвии. Эта разница в выразительности создает заметный контраст и несколько снижает общее впечатление от сериала, хотя и не может полностью омрачить его достоинства.