Война, словно древняя и неизбежная муза, на протяжении веков вдохновляет кинематографистов на создание эпических полотен (бесспорно, уступая лишь теме любви, ставшей краеугольным камнем драматического искусства). Однако, несмотря на кажущуюся бесконечность тем и подходов, жанр военных фильмов нередко погружается в замкнутый круг, когда поиск свежих идей кажется сложной задачей. Зачастую продюсеры и режиссеры предпочитают не рисковать, ориентируясь на проверенную временем формулу: демонстрация героизма, выносливости и самоотверженности мужчин, противостоящих смертельной угрозе. В результате, женские персонажи часто оказываются на периферии повествования, редуцированные до роли пассивных наблюдателей, ожидающих новостей, оплакивающих потери и изъясняющих свои чувства посредством сентиментальных посланий.
Канадский телесериал «Девушки и бомбы» не претендует на звание первопроходца в повествовании о женщинах, внесших неоценимый вклад в победу во время Второй мировой войны. Однако именно этой команде авторов удалось создать поистине уникальное произведение, сочетающее в себе болезненную правдивость и изящную красоту, глубокую серьезность и легкость, драматизм и лирическую мелодичность. Создатели с исключительной тщательностью подошли к реализации проекта, основательно изучив архивные материалы, документы и воспоминания канадских женщин той эпохи, что позволило им не только воссоздать достоверную картину жизни, но и внести собственные, оригинальные открытия.
Сериал предлагает переосмысление привычного образа войны, показывая, что она – это не только непрерывная череда ожесточенных сражений. Жизнь женщин, оставленных наедине с тревогой и неопределенностью, продолжается, несмотря на тяжелейшую ситуацию. Они находят время для светских раутов, тщательно продумывают свой гардероб, завязывают новые романтические отношения, отказываясь от предписанного жанром нытья и горевания. В регионах, относительно не затронутых войной, жизнь течет своим привычным руслом, и люди, как и прежде, сталкиваются с повседневными проблемами, значимость которых нисколько не уменьшилась на фоне надвигающейся угрозы.
Присутствующий в сериале мелодраматизм, вопреки ожиданиям, кажется вполне уместным. Он органично вписывается в замысел авторов, стремящихся представить войну сквозь призму женского восприятия, и подчеркивает общечеловеческую потребность в близости и поддержке в периоды испытаний. Легкость и жизнерадостность главных героинь не препятствуют исследованию в проекте сложных и острых тем, таких как, например, вопросы сексуальной идентичности. Один из сценаристов, проведя масштабное исследование, пришел к выводу, что десятилетие сороковых годов стало эпохой смелых экспериментов с сексуальностью и гендерными ролями.
Авторы сериала не забывают и о мужских персонажах, избегая упрощенного представления о героизме. Они показывают целый спектр эмоций, которые, возможно, считаются "неприличными" для жанра, но вполне естественны для человеческой натуры: страх перед необходимостью убивать, страх смерти, нежелание подвергать свою жизнь риску, сомнения в собственной компетентности у командиров, а также легкая ветреность и стремление к развлечениям.
В результате, на экране разворачивается гораздо более многогранный и реалистичный портрет, нежели рассказы о бесстрашных воинах, лишенных сомнений и неуверенности. Женщины в сериале также не являются идеальными, и зрителям предоставляется возможность увидеть их с неприглядными чертами характера, присущими людям, работающим в тяжелых заводских условиях. Однако главным достоинством проекта является умелое соблюдение авторами баланса между добром и злом, между великодушием и мелочностью, между радостью и горем. Получился удивительно оптимистичный сериал, который радует глаз и в то же время стимулирует разум, предоставляя зрителю возможность не только насладиться увлекательным сюжетом, но и задуматься над вечными вопросами человеческой природы и взаимоотношений.