Невозможно передать словами мою благодарность за столь чудесный новогодний дар! Признаюсь, давно я не испытывала подобного восторга от полученного сюрприза. Третий сезон британского "Шерлока" я предвкушала с неистовым нетерпением, ожидая его больше года. И вот, в канун Рождества, 2 января, совершенно неожиданно, в разгар праздничной неги и в порыве легкой скуки, я заглянула на сайт, надеясь найти что-нибудь для развлечения, и вдруг – БА-ДАМ!!! Передо мной сиял долгожданный релиз: "Шерлок", 3 сезон, 1 серия!
Первый просмотр, должен отметить, вызвал некоторое замешательство. Картина казалась несколько хаотичной, требующей более внимательного осмысления. Однако, повторный просмотр, усиленный кратким погружением в историю Гая Фокса – значимым событием в английской истории – окончательно развеял все сомнения и разочарования. Создателям "Шерлока" удалось вновь сотворить нечто поистине впечатляющее: захватывающее, визуально ошеломляющее, остроумное и увлекательное шоу. Особенно очаровал образ Шерлока в роли официанта, небрежно поправляющего свои усы и, словно шутя, воспроизводящего французское произношение – просто восхитительно!
Сюжеты о Шерлоке Холмсе экранизировались бесчисленное количество раз, на разных языках, с участием актеров, чьи таланты варьировались от блестящих до вполне приземленных. Фильмы создавались на основе классических повестей Артура Конан-Дойля и представляли собой оригинальные интерпретации, перенося героев в разные эпохи – от викторианской эпохи до современности. Однако, при всем многообразии экранизаций, на мой взгляд, непревзойденным остается советский фильм с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Все остальные, будь то голливудские блокбастеры или признанные шедевры, кажутся бледными тенями по сравнению с этой классической версией. Даже английские актеры, несмотря на свою безупречную репутацию, не смогли передать ту глубину и проницательность, которыми обладал Холмс в исполнении Василия Борисовича. Как это ни странно, до знакомства с "Шерлоком" BBC я разделяла именно это мнение. Теперь же, в списке лучших киноадаптаций Шерлока Холмса у меня сразу два! Фильм Гая Ричи, безусловно, заслуживает внимания – он снял красивый, динамичный, захватывающий... боевик. Но, пожалуй, отложим его в сторону, сосредоточившись на более глубоких и содержательных экранизациях.
Если пристально сравнивать персонажей, воплощенных Ливановым и Камбербэтчем, с оригинальным, книжным Холмсом, то, конечно, можно найти немало расхождений. Советский Холмс, несомненно, слишком правилен, вежлив и дружелюбен. Трудно представить себе, как он, например, приобщается к кокаину. А вот Шерлок производства BBC, напротив, порой бывает чрезмерно резким и грубым. Вряд ли кто-то допустит себе прямые оскорбления в адрес собеседника, наподобие: "Как же вам должно быть скучно, будучи настолько недалеким!" ;) Однако, такие несоответствия не имеют существенного значения, если актер настолько убедителен, что вы видите перед собой Шерлока Холмса, а не просто актера, пытающегося сыграть его. И Ливанову, и Камбербэтчу это удалось, поэтому вся критика, направленная в их адрес, кажется неуместной и предвзятой. Что касается второстепенных персонажей, то мне, безусловно, импонирует более реалистичный и адекватный Лестрейд. Рина Зеленая, без сомнения, блестяще воплотила образ миссис Хадсон, в то время как Уна Стаббс, к сожалению, не смогла полностью раскрыть потенциал своей роли, и ее актерская игра, скажем так, оставила желать лучшего.
## Рецензия на сериал «Шерлок»: Грандиозное противостояние гения и безумия
Фильмы с Робертом Дауни-младшим в роли Шерлока Холмса оставляют послевкусие захватывающего экшена, но сериал BBC – это нечто большее, чем просто динамичный блокбастер. Он удерживает зрителя в состоянии повышенного внимания на протяжении всей истории, не давая ни единого момента передышки. А драматическое столкновение Шерлока и Мориарти во второй части ощущается еще более мощным, достигая пика напряжения.
Недавно я услышал о современной интерпретации знаменитого детектива, и признаюсь, я упустил возможность увидеть это раньше! Теперь же, когда я наконец погрузился в этот мир, спешу поделиться своими впечатлениями.
Прежде всего, хочу отметить глубину и многогранность характеров главных героев.
Перед нами предстает Шерлок Холмс, и мое первое впечатление – это несомненная отстраненность. В нем просматриваются черты, свойственные социопатам, хотя прямых указаний на наркотическую зависимость, заявленной в более поздних произведениях Конан Дойла, в первых сериях нет, – хотя и последующие события подтверждают эту предпосылку. Но настоящая изюминка персонажа – его поразительная способность к аналитическому мышлению, что является одной из самых сильных сторон сериала. Кто еще способен, глядя на человека или предмет, делать столь точные выводы о его личности, основываясь лишь на внешних признаках? Шерлок – тонкий психолог, мастерски играющий на эмоциях и чувствах окружающих. Но сквозь маску интеллекта, застенчиво пробивается его истинное лицо – одиночество. Да, у него есть друзья, окружение, но они обречены не понять гения, видеть в нем лишь невероятно одаренного и своеобразного человека, живущего в своем собственном мире. Сериал грамотно раскрывает этот характер, вызывая у зрителя сочувствие, привязанность и тревогу в моменты, когда герой оказывается на грани гибели (хотя мы все уверены, что великий детектив выкарабкается из любой передряги).
Поговорим о Джоне Ватсоне: бывший военный, обладающий мягким характером, прощающий Шерлоку его эксцентричные выходки и эксперименты. Семейный человек, ценящий уют домашнего очага, но жизнь рядом с Холмсом не может быть спокойной и безмятежной. Он – единственный настоящий друг Детектива, готовый прийти на помощь в любой ситуации, часто не до конца понимая, в чем заключается происходящее. Эта преданность и готовность всегда подставить плечо делают Ватсона одним из самых искренних и близких персонажей.
Что касается самого сериала, то его просмотр – это настоящее удовольствие. Полторачасовая серия пролетает как мгновение, поскольку герои постоянно вовлечены в расследование самых запутанных и трагичных дел. Стоит отметить, что создатели сериала, будучи истинными англичанами, умело соблюдают баланс, делая картину доступной для широкой аудитории, включая детей. Вследствие этого, в сериале нет чрезмерной жестокости и кровавых сцен – в крайнем случае, всегда можно пересмотреть классическую версию. Это не просто фильм, который стоит посмотреть, это необходимость, и желательно всей семьей. Актерская игра на высоте, а русский дубляж от первого канала гармонично вписывается в атмосферу сюжета, не нарушая общего впечатления.
В заключение хочу сказать, что подобного уровня детективной драмы я не встречал уже несколько лет. Я с нетерпением жду выхода четвертого сезона, ведь предыдущие серии были просмотрены на одном дыхании, а предвкушение новой схватки Холмса и Мориарти обещает быть поистине грандиозным и незабываемым. Это не просто развлечение, это интеллектуальное приключение, которое заставляет задуматься о природе гения, дружбы и человеческой психологии.
В XIX столетии, в благоустроенной и величественной Англии, время словно замерло в ожидании новых приключений. С тех пор, как перо сэра Артура Конан-Дойла создало легендарного сыщика, многое, казалось бы, не изменилось: британские легионы продолжают нести службу на дальних восточных рубежах, злодеи демонстрируют все более изощренные методы, а в стенах Скотланд-Ярда, как и прежде, ощущается острая нехватка опытной помощи. Инспектор Лейстред, не медля ни секунды, готов обратиться к молодому, талантливому детективу-консультанту, предпочитающему, чтобы его называли по имени – признак его независимости и неприятия формальностей. Его острый, проницательный ум генерирует гениальные идеи с поразительной скоростью, что и подталкивает зрителя к неизбежному вопросу, подражающему знаменитому доктору Ватсону: «Но как Вы догадались?». Одним лишь мимолетным взглядом на собеседницу он способен расшифровать сложнейший код сейфа, а прикосновением к современному мобильному телефону – раскрыть драматичную историю целой семьи. Перед нами Шерлок Холмс, и лишь два вопроса остаются неразрешимыми в его сознании: что заставляет Молли Хупер, его секретаря, тщательно обновлять свой макияж перед каждой встречей, и где Ватсон, его верный товарищ, прячет его неизменные сигареты – маленькие, но значимые загадки, которые ускользают от его гениального разума.
Недавно телеканал BBC, вдохновленный неувядаемым наследием А.Конан-Дойла, совершил дерзкий шаг – перенес действие знакомых историй в современный мир. Этот смелый эксперимент, казалось, пошатнул незыблемую уверенность многочисленных поклонников И. Масленникова, чья великолепная экранизация до этого момента считалась эталоном. Новый, современный Шерлок, демонстрирующий невероятную самоуверенность и блестящий интеллект, активно использующий цифровые технологии – рассылающий мгновенные сообщения, загадочно поднимающий брови и воротник пальто – ничем не уступает обаянию и харизме легендарного В. Ливанова. Тем не менее, сам Бенедикт Камбербэтч, признавая свое глубочайшее почтение к своим предшественникам, с иронией отмечает, что без тщательно подобранного гардероба – стильных перчаток, безупречного пальто и эффектного шарфа – ему было бы попросту невозможно приблизиться к их уровню мастерства. Это, очевидно, проявляется как проявление скромности, ведь его игра лишена каких-либо нареканий и вызывает восторг. Его герой, порой напоминающий эксцентричного социопата, обладающего безграничным интеллектом, но испытывающего трудности в проявлении такта и сдержанности, в исполнении Камбербэтча превращается в очаровательного умника и надежного друга, вызывающего искреннюю симпатию.
Напарник Шерлока – Ватсон (Мартин Фримен), ветеран Афганистана, страдающий хромотой – доктор, чье обаяние и искренность покоряют с первого знакомства. Встреча с гениальным детективом кажется для него настоящим откровением, и он мгновенно забывает о своей физической неполноценности. Ватсон не только интерпретирует сложнейшие логические умозаключения своего компаньона, но и ведет популярный блог в интернете, активно используя возможности онлайн-коммуникации, а также помогает Шерлоку справляться с периодами меланхолии и преодолевать никотиновую зависимость. Без его присутствия, вероятно, единственным спутником Шерлока оставался бы лишь мрачный череп, гордо восседающий на камине – безмолвный свидетель его гениальности и одиночества.
Два сезона захватывающего сериала "Шерлок" практически убедили всех, что просмотр третьего сезона – это обязательное условие для истинных поклонников. На этот раз с нетерпением ждут, что же придумает Стивен Моффат, ведь знаменитые собаки Баскервиля уже пойманы, фотографии загадочной Ирэн Адлер найдены, непростой Рейхенбахский водопад пройден, а злодей Мориарти, казалось бы, навечно повержен. Тем не менее, чудесным образом воскресший Шерлок по-прежнему загадочно улыбается, скрываясь в тени деревьев, наблюдая за доктором Ватсоном, чья логика часто кажется ему наивной и непредсказуемой, продолжая создавать интриги и заставлять зрителей гадать над новыми загадками.
Прошло уже немало времени – одиннадцать лет – с тех пор, как была завершена работа над первым эпизодом первого сезона этой адаптации. И все эти годы я откладывала просмотр, терзаясь нерешенностью. Причиной тому служило незыблемое убеждение, что никто не способен воплотить на экране образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона, как это сделали гениальные Ливановым и Соломиным в советском киношедевре. Порой даже трудно объяснить, что послужило толчком к тому, чтобы, наконец, уделить внимание этой интерпретации классической истории.
Конечно, я не возлагала особых надежд на римейки, ведь они, как правило, не соответствуют оригиналу. И мои опасения, к сожалению, подтвердились. Первые два сезона еще можно было с некоторой долей удовольствия просматривать, но третий сезон оказался полнейшим разочарованием – словно бессвязный поток сознания. Преобразование персонажа Шерлока Холмса в нечто совершенно иное, особенно в одной из первых серий, демонстрирующей, мягко говоря, эксцентричный и нелепый эпизод на свадебной церемонии, потрясло меня. Запутанные, незаконченные сюжетные линии, нарочитая претензия на интеллектуальный кинематограф, не подкрепленная никаким содержанием, вызывали скорее недоумение, чем интерес.
Возникает закономерный вопрос: зачем понадобилось смешивать классическую историю с современностью, создавая причудливую мешанину, лишенную изящества? Сюжет растянут, подача заунывная, а образность, порой, опускается до примитивных штампов. Сцены, изображающие Шерлока в состоянии алкогольного опьянения, валяющегося в луже рвотных масс, или миссис Хадсон, работающей секретарём в некой криминальной организации, вызывает не только отторжение, но и искреннее ощущение стыда. Похоже, авторы руководствовались принципом деконструкции персонажа, желая сделать его более "понятным" для массовой аудитории. Однако этот прием окончательно поглотил другие, более тонкие, грани киноискусства.
Вопрос остается открытым: уместно ли это было? Шерлок Холмс – персонаж, созданный гением Конан Дойла, и попытки его "современной" интерпретации кажутся не только неуместными, но и оскорбительными. Подобные трансформирование рассказов Дойла, лишенные изящества и глубины, порождают сомнения в компетентности создателей. Современный мир не способен породить таких ярких и запоминающихся книжных героев, поэтому попытки адаптировать классику под его реалии, как правило, приводят лишь к обесцениванию оригинального замысла, осквернению бессмертных образов. Лучше бы оставили персонажа в покое, позволив ему жить в вечной славе, созданной писателем, а не в современном, порой, вульгарном контексте.
Неисчислимое множество кинематографических работ посвящено приключениям великого детектива Шерлока Холмса и его преданного соратника, доктора Ватсона. Такая феноменальная популярность, покорившая зрительские симпатии, кажется почти недостижимой для любого другого литературного героя. Пожалуй, ни один из них не удостоился столь многочисленных воплощений на экране, трансформируясь в самые разнообразные интерпретации и образы.
Среди богатейшего выбора, представленного на наших цифровых просторах, можно обнаружить фильм с Робертом Дауни-младшим, дарящий свежий взгляд на классическую историю, и сериал "Элементарно", где знакомый персонаж вновь предстает в центре внимания. Однако, несмотря на многообразие интерпретаций, большинство ценителей кино и сериалов, предпочитающих онлайн-просмотры, единогласно признают вершиной жанра короткие, но захватывающие сезоны британского сериала "Шерлок" от BBC One, с блистательным Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
В предыдущем сезоне, продумав свою "смерть" до мелочей, Шерлок Холмс, словно призрак, ушел в тень, скрываясь от посторонних глаз на два года. Жизнь доктора Ватсона, в свою очередь, продолжалась своим естественным ходом, не подозревая о скором "возрождении" его старого товарища. Лондон же, лишенный присутствия великого детектива, не замер в ожидании, а напротив, столкнулся с надвигающейся угрозой – деструктивной террористической атакой, грозящей погрузить город в хаос. И именно в этот критический момент, когда над мегаполисом нависла опасность, Лондону жизненно необходим его герой! Возвращение Шерлока Холмса становится не просто воссоединением старых друзей, но и ключом к спасению города.